Статьи » Банковские проверки кредитных организаций » Методы и формы банковского надзора

Страница 1

Банковский надзор в Российской Федерации осуществляется в трех формах: банзирование

1) предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

2) текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

3) «последующий» надзор (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

Соответственно, для каждой формы банковского надзора характерны такие методы, как:

1) установление на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России специфических требований;

2) методы контроля за выполнением указанных требований (документарные либо предполагающие непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные));

3) принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном или судебном порядке).

Раскроем каждую стадию банковского надзора.

1. Предварительный надзор.

Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.

На первой стадии банковского надзора Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, его соответствующими подразделениями в Российской Федерации (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Порядок государственной регистрации кредитных организаций определен в ФЗ «О банках и банковской деятельности»[22]) и Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»[23]).

В ходе предварительного надзора Банк России должен исследовать следующие основные вопросы, связанные с оценкой готовности создаваемой кредитной организации к осуществлению деятельности:

а) финансовое состояние учредителей, прозрачность их деятельности, их деловую репутацию;

б) источники происхождения вкладов в уставный капитал кредитной организации;

в) место кредитной организации в системе иных корпоративных структур (в т.ч. банковской группы и банковского холдинга);

г) профессиональные качества, а также деловую репутацию руководителей кредитной организации;

д) структуру управления кредитной организации;

е) перспективы деятельности кредитной организации с учетом структуры рынка, предполагаемой бизнес-ориентации, конкурентной среды (т.н. бизнес-план);

ж) наличие помещения для размещения кредитной организации, отвечающего соответствующим техническим стандартам (т.н. банковское здание), наличие необходимого для осуществления банковской деятельности.

Законом о банках и Инструкцией Банка России № 135-И установлены требования к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются Положением Банка России от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации»[24]).

Финансовое положение физических лиц - учредителей кредитной организации определяется в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации»[25]).

Минимальный размер уставного капитала для создаваемых путем учреждения кредитных организаций устанавливается Законом о банках.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона о банках уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Согласно указанной статье минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Анализ реализации политики коммерческих банков в области привлечения сбережений населения
Механизм реализации сберегательной политики, как было отмечено в параграфе 1.3. состоит из нескольких этапов в соответствии с четырьмя типами политик банка, то есть реализация товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик. Далее ...

Кредитные организации как второй уровень банковской системы Российской Федерации
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять ...

Операции коммерческих банков на первичном и вторичном рынках ценных бумаг
Операции с ценными бумагами относятся к числу важнейших для деятельности коммерческого банка. Единого законодательного акта, регулирующего деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг, в настоящее время нет. Деятельность коммер ...