С началом реформ российские коммерческие банки стали практически единственным институтом, осуществляющим перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах. С сожалением следует констатировать, что до сих пор кредитные организации России находятся на переходном этапе становления банковской системы, основанной на правовых основах регулирования и принципах рыночной экономики.
Банковская деятельность объективно требует государственного регулирования в силу правового статуса кредитных организаций и публичного (в большей степени) характера выполняемых ими банковских операций. Характер банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, свидетельствует о высокой степени финансовых рисков, которым подвергаются не только сами коммерческие банки, но и их клиенты, и, как следствие, возрастает риск финансовых операций на всем кредитном рынке. Каждая из банковских операций подвергается различного рода финансовым рискам, а вся банковская деятельность в совокупности подвергается воздействию значительных кризисных факторов.
Большинство банковских правоотношений имеет публичную финансово-правовую природу, поскольку в первую очередь они направлены на обеспечение интересов государства как субъекта финансовой деятельности. Следовательно, государство обязано охватить сферой своего воздействия банковскую деятельность.
Перед государственным регулированием стоят три основные задачи: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции. Одновременно происходят процессы концентрации и централизации капитала: слияние банков: поглощение более сильными мелких; придание банкам, не отвечающим новым стандартам, статуса небанковских кредитных учреждений.
Проблемы обеспечения стабильности банковской деятельности, устойчивости банковской системы в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для соблюдения публичных финансовых интересов. Решение названных проблем обусловливает возникновение государственного надзора за банковской деятельностью, в том числе за государственным управлением банковскими рисками.
Одним из главных недостатков правового регулирования банковского надзора является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий. Поэтому разработка основных юридических понятий в сфере надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций по-прежнему остается необходимой и актуальной задачей, имеющей теоретическую и практическую значимость.
Банковский надзор неоднократно становился предметом научных исследований. Различные аспекты надзора Банка России за отдельными сторонами банковской деятельности освещены в работах С. В. Рыбакова, А. В. Журавлева, И. Г. Дашковой, А. В. Ерицян и других.
- Финансово-правовой статус Центрального банка как органа банковского надзора
- Понятие, сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций
- Методы и формы банковского надзора
- Принципы банковского надзора
- Лицензирование банковской деятельности
- Дистанционный надзор
- Инспектирование кредитных организаций
- Пруденциальный банковский надзор
- Отзыв лицензии, применяемый Центральным Банком при осуществлении банковского надзора
- Заключение
Еще по теме:
Состав и классификация потребительского кредитования
Операции кредитования составляют основу активных операций коммерческого банка. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредитования являются юридические и физические лица.
Кредит - это предоставление банком или кредитной орг ...
Товарное производство и общественное воспроизводство
В ходе исторического развития изменялся социально-классовый облик субъектов кредитных отношений. В средние века ими являлись купцы, торговцы, ремесленники, церковь, монастыри, государство, монархи, знать, феодалы. Использование кредита но ...
Ипотечный брокеридж
В условиях кризиса увеличивается роль посредников при совершении сделки. Это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие финансовую услугу, которая называется кредитным брокериджем. В данной статье рассматривают ...