На сегодняшний момент действующее законодательство Российской Федерации на ряду с термином «банковский надзор» широко используются такие термины, как «надзор за деятельностью кредитных организаций», «контроль и надзор за деятельностью банков», «риск ориентированный надзор»[8]). Сложная правовая природа понятий «контроль» и «надзор» широко используется в различных сферах. Согласно словаря В. И. Даля: контроль – это учет, проверка счетов, отчетности, а надзор – надзирать, присмотр[9]). В энциклопедическом словаре, надзор одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности[10]). В юридическом словаре по надзором понимается одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Б. Н. Чичерин, проводя исследования государственного управления, говорит о том, что контроль является элементом государства, и он может быть политическим, финансовым и судебно-административным[11]). В современной юридической литературе бытует мнение, что «контроль» и «надзор» это состояние при котором наблюдается преобладающее влияние одного лица на управление подконтрольным объектом, как совокупность субъектов, занимающихся в сфере контроля, либо органов, осуществляющих надзор[12]).
Можно сказать, что содержание контроля это вид деятельности, проводимый в процессе управления с целью сопоставления зафиксированного положения подконтрольного объекта и состояния предусмотренного определенными нормативами. Таким образом, деятельность в форме проверки не может существовать сама по себе, поскольку теряет смысл. Для осуществления проверки необходим объект проверки, который может возникнуть только в процессе осуществления определенной деятельности. Значит проверка – это одна из составляющих процесса.
Согласно ст. 56 Закона о Банке России он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Следовательно, и меры воздействия в рамках банковского надзора могут применяться только за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России[13]). При этом нормативные акты Банка России сами по себе не могут быть включены в понятие банковского законодательства, не только по причине традиционного понимания законодательства как совокупности законов, а не подзаконных актов, но и потому, что ст. 56 Закона о Банке России перечисляет через запятую банковское законодательство и нормативные акты Банка России.
Банк России вправе привлекать кредитные организации к ответственности лишь за нарушение банковского законодательства и нормативных актов самого Банка России.
Так, например, рассматривая методику расчета обязательного норматива Н6, Верховный Суд РФ пояснил следующее: толкование ряда терминов, содержащихся в ст. 64 Закона о Банке России, исходя из их гражданско-правового значения является неверным, они не могут быть интерпретированы как гражданско-правовые категории. Примененное в ст. 64 данного Закона понятие «кредит» не может толковаться в значении кредитного договора, предусмотренного гл. 42 ГК РФ; в данном случае под кредитом должны пониматься любые денежные требования банка к третьим лицам, которые несут кредитный риск[14]).
Банковское законодательство регулирует банковскую деятельность, ядром которой являются банковские операции, имеющие публично-правовую природу. Можно согласиться с утверждением о публично-правовой природе банковской операции вне зависимости от того, на основании какого договора или иной гражданско-правовой сделки данная операция осуществляется. Понимание пределов надзорной деятельности Банка России ограничивается нарушением банками требований банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Предмет регулирования данных актов должен ограничиваться отношениями, связанными с осуществлением банковской деятельности, где центральной категорией является, как известно, банковская операция, имеющая публично-правовую природу[15]).
Еще по теме:
Понятие и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР #9601 от 25 декабря 1990г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Для этог ...
Направления совершенствования кредитования субъектов хозяйствования
коммерческими банками
В процессе исследования организации и развития кредитных отношений необходимо остановится на основных проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются банки, являющиеся основными продавцами кредитных ресурсов, и субъекты хозяйствования, яв ...
Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расх ...