Неотъемлемой частью надзорной деятельности является инспекционная работа. Надзор и инспектирование осуществляются в отношении конкретного банка и направлены на обеспечение его устойчивости путем выявления недостатков и нарушений в его деятельности, которые могут привести к банкротству. При этом отличие надзора от инспектирования заключается в том, что надзор осуществляется на основании изучения банковских документов (официальной отчетности), представляемых в соответствующие территориальные учреждения Банка России. Инспектирование предполагает выход рабочей группы инспекторов территориального учреждения или Главной инспекции кредитных организаций Банка России (далее - Главная инспекция) непосредственно в банк для изучения вопросов его финансового состояния на месте по первичным документам и обследования отдельных участков внутрибанковской деятельности (кассовый узел, хранилище, депозитарий и т.д.).
Инспектирование и надзор построено в соответствии со следующей логикой: в ходе надзора изучается ситуация в банке на основе регулярного анализа поступающей от банка финансовой отчетности и иных отражающих ситуацию в банке материалов, и затем формулируются вопросы, на которые невозможно получить ответы в процессе изучения отчетности, но которые необходимы для объективной оценки положения в банке. Результаты такого анализа передаются в инспекционные подразделения для детального изучения и проведения предпроверочной подготовки.
Рабочая группа инспекторов после проведения предпроверочной подготовки выходит на место (в банк) с целью дополнительного изучения вопросов. Результаты проверки передаются в подразделение надзора для последующего принятия мер надзорного реагирования в соответствии с действующим законодательством[45]). Естественно, в приведенной упрощенной схеме не учитывается, что инспекционные проверки проводятся в соответствии с планом, поскольку действующее законодательство обусловливает периодичность обязательных проверок, а также не учитывается, что ряд проверок проводится на внеплановой основе, в том числе в случае грубого нарушения банком действующих норм и правил. Кроме того, определенные аспекты деятельности банка также подлежат обязательной периодической проверке (например, кассовые операции, валютные операции и др.).
В недавнем прошлом преобладало мнение, что в надзоре за банковской деятельностью ведущие и решающие роли принадлежат дистанционному надзору, а инспектирование в лучшем случае должно играть второстепенную, вспомогательную роль. Однако события последних лет заставили посмотреть на проблему под иным углом зрения, и актуальность инспектирования существенно возросла. Прежде всего, это связано с включением в сферу надзора таких областей, как управление, информационные технологии, а в скором будущем, несомненно, и платежных систем[46]).
Перечисленные сферы характеризуются тем, что они «неосязаемые», не имеют материальной формы. Системы управления или информационные технологии, регламенты платежных систем, от строгого соблюдения которых зависит четкость проведения расчетов и платежей, можно оценить только в процессе реального ознакомления с ними на месте. Дистанционное изучение документов по этим предметам удовлетворительного результата дать не может[47]).
Кроме того, никто не отменял прямой обязанности выявлять при инспектировании нарушения банковского законодательства и нормативных правовых актов на месте. Понятно, что в официальной отчетности их увидеть невозможно. В первую очередь речь идет о различных регулировочных схемах, операциях на грани легальности, а также нарушениях (намеренных или случайных), которые в деятельности кредитной организации недопустимы, поскольку банковское дело требует исключительной правовой чистоты. Более того, специфика банка такова, что в его работе второстепенных и незначительных ошибок не бывает. Каждая неточность (особенно в условиях активного внедрения компьютерных технологий) несет в себе серьезную угрозу благополучному функционированию банка.
Еще по теме:
Работа банка по оценке кредитоспособности потенциальных кредитополучателей
В качестве элементов кредитоспособности главным образом можно рассматривать: правоспособность (дееспособность) потенциального кредитополучателя; организационная прочность предприятия и качество управления им; постановка бухгалтерского уче ...
Тенденции развития российской банковской системы
Банковская система один из важнейших секторов экономики. Ее задачей является трансформация накоплений и сбережений в инвестиции на развитие производства и обращения товаров. На данный момент насчитывается 1056 кредитных организации, по ср ...
Дистанционный надзор
В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке ...