Рост объема корпоративных заимствований в 2008 г. стал рекордным за всю историю рынка. Объем в обращении по номиналу вырос на 47% (почти на 50 млрд. рублей) и на конец 2008 г. составил 160 млрд. рублей. За этот период на рынок вышло более 60 эмитентов, причем их количество могло быть еще большим. Однако вследствие высокой неопределенности относительно параметров размещения в отдельные периоды, часть планируемых эмиссий была отложена, но эти эмитенты могут выйти на рынок в 2009 году [13].
На конец 2008 года в обращении находились 152 «рыночных» выпуска облигаций. Средний объем займа за год вырос на 23% и составил 897 млн. рублей, медианный объем вырос на 20%, до 600 млн. рублей. Это является сигналом того, что рынок становится в большей степени рынком крупных займов, а размещение небольших выпусков – ниже 100 млн. рублей – постепенно уходит в прошлое. Учитывая порог ликвидности, который по оценкам участников рынка составляет 500 млн. рублей, можно сделать вывод, что доля потенциально ликвидных займов повысилась.
По другим показателям крупные эмитенты также продолжают занимать преимущественные позиции на рынке облигаций. На конец 2008 г. 80% общего объема размещенных «рыночных» выпусков облигаций приходилось на 49% эмиссий (на конец 2007 г. – 47%), причем половина общего объема «рыночных» заимствований пришлась всего лишь на 29 облигационных выпусков, или на 19% от общей выборки (на конец 2007 г. – 15 выпусков, или 15%).
Динамика доходности
В 2008 г. доходность рынка корпоративных облигаций снизилась в среднем на 555 базисных пунктов, до 11,8% годовых (по данным банка "Зенит"). Для эмитента доходность выступает в виде платности заимствований, которая определяет для него доступность привлечения средств на рынке облигаций. При ее анализе эмитентом рассматривается состав ожидаемой доходности, которая определяется следующими параметрами:
· доходность по безрисковому активу (государственным бумагам);
· премия за риск;
· вероятность дефолта по платежам;
· ожидаемая восстановительная стоимость по облигации в случае дефолта;
· издержки инвестора при совершении операций с облигацией;
· премия за ликвидность, которая определяется указанными выше
· характеристиками и объемом займа.
Еще одним важным параметром является готовность компании стать открытой для потенциальных кредиторов, раскрыть структуру своего бизнеса, сделать прозрачной финансовую отчетность, предоставлять информацию о своей деятельности на регулярной основе.
Премия за риск
Рост рынка облигаций, сопровождавшийся резким снижением доходности в первой половине 2008 г., сменился стагнацией, отразившей ненормальное состояние дел с оценкой кредитного риска заемщиков и выразившейся в существенном объеме отложенных эмиссий. Но у этого процесса были и положительные стороны – инвесторы стали более внимательно относиться к кредитному качеству заемщиков. Кроме того, во второй половине 2008 г. значительную поддержку рынку оказало повышение кредитного рейтинга России до инвестиционного агентством Moody's и рост кредитных рейтингов российских компаний. Сложно оценить приток средств нерезидентов на рынок облигаций в этот период, однако эти позитивные сигналы были восприняты и российскими инвесторами.
Налог на эмиссию ценных бумаг
Несмотря на то, что поступления по данному налогу являлись незначимым источником доходов бюджета (0,075% налоговых доходов), его отмена или снижение являлись предметом долгих споров и решение по этому вопросу было принято лишь в декабре 2008 г. Налог был снижен с 0,8% до 0,2% от объема эмиссии и не должен превышать 100 тыс. руб. Данная мера является безусловно положительной, так как реальная ставка налога, например, для медианного объема эмиссии снизилась почти в пять раз (с 480 тыс. руб. до 100 тыс. руб.), а для крупных эмитентов его сумма стала практически незначительной (для объема эмиссии в 5 млрд. руб. его реальная ставка снизилась в 40 раз).
Неналоговые издержки выпуска и обращения займа
Эти издержки состоят в расходах на оплату услуг сторон, участвующих в организации займа (услуги финансового консультанта, юридического консультанта, организатора, платежного агента, андеррайтера, маркет-мейкера), инфраструктурных затрат (услуги биржи, депозитария, расчетного центра, при выпуске именных ценных бумаг – регистратора) и прочих затрат (реклама, публикации и другие расходы). С одной стороны, по мере роста конкуренции на специализированном рынке услуг по организации облигационных займов и инфраструктурных услуг цены на эти услуги должны снижаться. Так отчасти и происходит, однако в настоящее время обращение компании-эмитента к тому или иному банку больше связано с историей личных взаимоотношений между этой компанией и банком, нежели с прямой конкуренцией за предоставление услуг. Если на рынке муниципальных займов и на рынке еврооблигаций часто проходит конкурс на выбор организатора займа, то на рынке рублевых корпоративных облигаций открытый конкурс – явление редкое. Кроме того, объем неналоговых издержек слабо эластичен по объему эмиссии, что затрудняет выход на рынок небольших заемщиков, а введение института финансовых консультантов в 2008 г. только повысило общий объем затрат.
Еще по теме:
Страхование внешнеэкономической деятельности в России
Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.
Лидеро ...
Эффективность
управления ссудными операциями
Повышение эффективности кредитных операций – это главный показатель правильно спланированного и проводимого управления кредитными операциями.
В данной работе будет проанализирована эффективность проводимых кредитных операций в АБ Капитал ...
Методы оптимизации кредитного портфеля банка
Для дополнения действующей системы управления кредитным портфелем можно предложить следующие
- по совершенствованию системы оценки качества индивидуальных ссуд, всего кредитного портфеля, а также системы создания, корректировки и использ ...