Поэтому А. Ю. Симановский предлагает использовать для их наименования «термин, прямо отражающий их реальное содержание, а именно называть их лучшей практикой банковского надзора».
Следует отметить, что в ходе подготовки исходной Методологии высказывались разные позиции по поводу содержания дополнительных критериев и их возможной роли при оценке степени соблюдения принципов. И наряду с победившей в итоге точкой зрения существовало мнение, что дополнительные критерии должны играть более значимую роль при оценке соблюдения принципов.
При этом, по мнению сторонников данного подхода, дополнительные критерии должны были отражать, помимо лучшей, также и особую, не признанную лучшей и не имеющую широкого распространения практику надзора отдельных регионов или отдельных стран. В итоге данная точка зрения не была поддержана. В процессе подготовки уточненной версии документа в тех случаях, когда представленная практика не могла быть признана лучшей, соответствующие позиции были исключены. Однако в определенных случаях такая практика будет приниматься во внимание в ходе оценки соблюдения принципов. «Тем не менее, документ должен базироваться на некоторых фундаментальных посылках, а что касается частностей, то они вполне могут и должны «утрясаться» суждениями, т.е. конкретными оценками конкретных ситуаций»[36]).
В редакции Методологии-2006 некоторые дополнительные критерии стали обязательными. Кроме того, было сформулировано несколько новых дополнительных критериев. В результате общее число дополнительных критериев сократилось с 57 в 1999 году до 47 в Методологии-2006. Максимальное количество дополнительных критериев (примеров лучшей практики надзора) - 5 - к принципам 6 (Адекватность капитала) и 22 (Бухгалтерский учет и раскрытие информации). По четырем принципам, не считая «принципы второго порядка» первого принципа, дополнительные критерии отсутствуют.
Оценка соответствия Основополагающим принципам производится по шкале с четырьмя категориями: «соблюдается», «в основном соблюдается», «в существенной степени не соблюдается» и «не соблюдается».
Национальным органам банковского надзора различных стран следует применять Принципы при осуществлении надзора за всеми банковскими организациями, подпадающими под их юрисдикцию.
Принципы представляют собой минимальные требования, и во многих случаях в дополнение к ним могут потребоваться другие меры, разработанные с учетом конкретных условий и рисков, присущих финансовым системам отдельных стран.
Подразумевается, что Базельские основополагающие принципы должны служить в качестве базового стандарта для надзорных и других государственных органов во всех странах и в международном масштабе. Национальные надзорные органы, многие из которых активно пытаются усилить свой нынешний режим надзора, должны в рамках своих правовых полномочий использовать данный документ для пересмотра уже осуществляемых ими надзорных мероприятий и разработки программы, направленной на возможно скорейшее устранение любых недостатков. Совместно с другими заинтересованными организациями Базельский комитет контролирует достижения отдельных стран в области реализации в жизнь Принципов.
Следует отметить, что МВФ, Мировой банк и другие заинтересованные организации применяют эти Принципы при оказании помощи отдельным странам в усилении их мер надзора в связи с деятельностью, направленной на укрепление общей макроэкономической и финансовой стабильности. Реализация Принципов рассматривается на Международной конференции специалистов банковского надзора один раз в два года, начиная с 1998 года.
Органам надзора во всем мире предлагается официально одобрить Базельские основополагающие принципы. Все члены Базельского комитета и шестнадцать других надзорных органов, которые участвовали в их разработке, согласны с содержанием данного документа. Базельский комитет считает, что постоянное следование каждой страной Основополагающим принципам станет важным шагом на пути к укреплению финансовой дисциплины в странах, в которых небанковские финансовые институты оказывают финансовые услуги, подобные банковским. Скорость достижения этой цели различна. Во многих странах необходимо внести существенные изменения в законодательную базу и полномочия органов надзора, так как в данное время многие надзорные органы не обладают достаточными полномочиями для реализации всех принципов, В таких случаях Комитет считает важным, чтобы национальные законодательные органы как можно скорее рассмотрели изменения, необходимые для того, чтобы Принципы могли применяться во всей своей полноте.
Еще по теме:
Товарное производство и общественное воспроизводство
В ходе исторического развития изменялся социально-классовый облик субъектов кредитных отношений. В средние века ими являлись купцы, торговцы, ремесленники, церковь, монастыри, государство, монархи, знать, феодалы. Использование кредита но ...
Процентный своп
Процентный своп - соглашение сторон о взаимном обмене процентными платежами, исчисленными в одной валюте с предлагаемой суммы по заранее оговоренным процентным ставкам в течение определенного периода времени.
Поскольку своп всегда являет ...
Специфика кредитных рисков при кредитовании физических лиц в условиях
кризиса
Систематизация подходов различных авторов к пониманию сущности риска и раскрытие особенностей процесса кредитования населения позволили выработать следующее определение риска коммерческого банка при кредитовании физических лиц – это вероя ...