Статьи » Банковские проверки кредитных организаций » Принципы банковского надзора

Страница 2

Одним из фундаментальных аспектов корпоративного управления в отношении организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ, являются права акционеров, однако в настоящем документе они почти не затрагиваются, так как подробно рассматриваются в Принципах ОЭСР.

Базельские Основополагающие принципы включают в себя двадцать пять принципов, которые подразделены на семь крупных групп.

1. Цели, независимость, полномочия, транспарентность - принцип 1. Здесь сразу же отметим, что первый принцип, в отличие от остальных двадцати четырех, содержит еще шесть обязательных компонентов, соблюдение которых необходимо для его реализации.

2. Лицензирование и структура - принципы со 2-го по 5-й.

3. Пруденциальное регулирование и требования - принципы с 6-го по 18-й.

4. Методы текущего банковского надзора - принципы с 19-го по 21-й.

5. Бухгалтерский учет и раскрытие информации - принцип 22.

6. Полномочия органов надзора по корректировке и исправлению - принцип 23.

7. Консолидированный и трансграничный банковский надзор - принципы с 24-го по 25-й.

Деление на группы важно, так как способствует пониманию, как системы принципов эффективного банковского надзора, так и системы надзора как такового[32]).

Применение Основополагающих принципов самым тесным образом связано с другим документом Базельского комитета по банковскому надзору - Методологией Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (далее - Методология), принятой в 1999 году. В 2006 году одновременно с Основополагающими принципами была принята новая редакция Методологии, также официально не переведенная и нигде не опубликованная.

Общее количество существенных критериев в новой версии Методологии составило 200 (в версии 1999 года - 167). Количество критериев соблюдения различных принципов существенно различается (20 критериев соблюдения первого принципа, 3 критерия - 16 принципа).

Заявленная цель принятия Методологии - осуществление объективной и единообразной оценки выполнения Основополагающих принципов странами, присоединившимися к ним для идентификации природы и глубины имеющихся недостатков в системе банковского надзора и в степени соблюдения каждого из принципов. Оценка проводится как самими надзорными органами, так и третьими лицами, в том числе МВФ, Всемирным банком, а также консультативными фирмами[33]). Так как Методология представляет собой толкование и комментирование Основополагающих принципов, она, безусловно, содержательно их дополняет. Оценка, в конечном счете, является не самоцелью, а лишь средством, поскольку она позволяет органу надзора, а в некоторых случаях и правительству, разработать стратегию требуемого совершенствования системы банковского надзора[34]).

Методология подробно рассматривает каждый Основополагающий принцип, при этом оценка их соблюдения базируется на степени соблюдения критериев.

Используются два вида критериев – «обязательные критерии» и «дополнительные критерии».

Согласно Методологии к обязательным критериям относятся те элементы, которые считаются эффективными для проведения надзора. Эти критерии отражают надлежащую практику банковского надзора, которая с позиций мирового надзорного сообщества может рассматриваться в качестве стандарта, повсеместно рекомендуемого к применению.

Соблюдение обязательных критериев не является ни абсолютно достаточным, ни абсолютно необходимым для признания любого принципа соблюденным. Действительную основу оценок составляет степень соблюдения принципов по содержанию.

Дополнительными критериями являются элементы, еще более усиливающие надзор и которые страны должны стремиться выполнять. Методология содержит 47 таких критериев.

Дополнительные критерии отражают лучшую практику банковского надзора. Их роль при оценке соблюдения Основополагающих принципов не определена. Их выполнение или невыполнение носит чисто факультативный характер и не имеет значения для оценки соблюдения принципов. Исключения составляют «ситуации, когда инструменты и процедуры надзора, отраженные в этих критериях, могут рассматриваться как компенсирующие дефицит «нормальных», стандартных, здоровых инструментов и процедур, отраженных в существенных критериях»[35]).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Добровольное медицинское страхование
Конституция РФ в статье 41 провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ставя его в один ряд с такими социальными правами, как право на пенсионное и социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану материнства и де ...

Анализ депозитной политики ОАО ГБ Нижний Новгород
Важное место в депозитной политике любого банка занимает ценообразование. Возможность снизить цену за услуги и потеснить таким образом конкурентов определяется для банка уровнем затрат и рентабельностью его услуг. Бесспорно, что ниже опре ...

Активные кредитные операции
Активные ссудные операции складываются из операций по кредитованию клиентов и предоставлению кредитов другим банкам, операций с ценными бумагами. Доходы ссудных операций, проценты, дивиденды от вложений в ценные бумаги служат главным ист ...