Примером может служить деятельность "Ощадбанка", который осуществлял финансовую поддержку НАК "Нефтегаз Украины" для погашения задолженности за поставленный российский газ в конце 2008 г. Правительство разместило государственные облигации на общую сумму почти в 6 млрд. грн. Поскольку ставка размещения была достаточно низкой (15,6%), то приобрести их смог только государственный банк. Выкупленные облигации были переданы НБУ, который предоставил "Ощадбанку" средства в форме рефинансирования. Получив такой ресурс, государственный банк, в свою очередь, предоставил кредиты НАК.
При переходе контрольных пакетов акций в собственность государства усложняются также операции банка по дальнейшему увеличению уставного капитала путем проведения дополнительных эмиссий и размещения ценных бумаг среди частных собственников. Попытки получить полный контроль за деятельностью банка со стороны правительства, постоянные проблемы с предоставлением бюджетных средств на приобретение пакетов акций дополнительной эмиссии тормозят проведение операций по увеличению капитализации банковского учреждения. Такой корпоративный контроль становится препятствием и для привлечения частного капитала в виде участия инвесторов в приобретении ценных бумаг дополнительной эмиссии. Деятельность, направленную на решение, прежде всего, текущих проблем государства, очень сложно согласовать с намерениями стратегических инвесторов.
Следует обратить внимание и на то, что оздоровление банковской системы таким образом осуществляется путем увеличения налоговых и неналоговых поступлений в бюджет или наращивания займов. Как в первом, так и во втором случае возникают проблемы с результативностью проведения данных операций с точки зрения налогоплательщиков. Особенно актуальны вопросы, касающиеся дальнейшей продажи оздоровленных за государственный счет банков и использования полученных от их реализации акций в интересах государства. Следствием такой политики становится большая нагрузка на государственный бюджет, которая может привести к его разбалансированию и усилению управления в ручном режиме.
По оценке экс-министра финансов Украины В. Пинзеника, с учетом 44 млрд. грн., которые предусмотрено направить на рекапитализацию коммерческих банков, реальный дефицит государственного бюджета Украины (по состоянию на начало июня 2009 г.) стал значительно больше задекларированного и превысил 10% ВВП. Для его покрытия правительство повысило налоги и осуществляет эмиссию облигаций внутреннего государственного займа, выкупаемых НБУ. Задолженность правительства перед Национальным банком превышает 24 млрд. грн. При этом следует принимать во внимание обострение проблем с поступлением налога на прибыль, с выполнением бюджета Пенсионного фонда Украины и финансовым положением НАК "Нефтегаз Украины". Следствием стало недовыполнение запланированных показателей формирования доходов бюджета. В таких условиях наращи-вание дефицита государственного бюджета становится достаточно угрожающим для развития финансовой системы страны.
Установление полного контроля за деятельностью банковского учреждения со стороны государства неизбежно приводит к снижению публичности в проведении его операций. Это происходит потому, что пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как правило, не обращаются на фондовом рынке, поэтому информация о показателях деятельности банка обнародуется в объеме, недостаточном для инвесторов. Для учреждений с полным государственным контролем нужны более жесткие требования к обнародованию информации об их финансовой деятельности.
Характерно, что в зарубежных странах используются разные варианты участия государства в рекапитализации банков. В частности, в США объемы государственных ресурсов для поддержки банковского сектора достигали 250 млрд. дол. Однако государственные органы власти не пытались приобрести крупные пакеты акций с целью получения полного или преимущественного корпоративного контроля. Государственные ресурсы были переданы частным банкам в обмен на привилегированные акции. Применялись также меры по предоставлению дополнительных средств и гарантий по "плохим" активам банков. В Великобритании в результате реализации программ рекапитализации банков и защиты их активов государство превратилось в крупного акционера двух ведущих банков. В то же время, по оценкам зарубежных ученых, это стало причиной девальвации курса национальной валюты и снижения доверия к британской экономике и государственному бюджету.
Еще по теме:
Возникновение депозитного рынка
О рынке сбережений и накоплений в целом можно говорить только с середины 1994г.: именно в этот период появились реальные условия для накопления. Как раз в это время произошла относительная стабилизация курса тенге, произошло значительное ...
Понятие и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР #9601 от 25 декабря 1990г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Для этог ...
Повышение качества кредитного портфеля банка
Как показал анализ кредитования физических лиц в Дальневосточном банке Сбербанка России (в частности Дополнительного офиса ОАО Сбербанк РФ № 9070/098), в банке наблюдается увеличение удельного веса просроченных и безнадежных ссуд, выданны ...