Во время кризиса в Украине оказалось, что ведущие акционеры проблемных банков не смогли (а в отдельных случаях - и не пытались) стабилизировать их деятельность путем увеличения уставного капитала. Имело место даже выведение активов за пределы Украины. Так, введенная в банке "Надра" временная администрация обнаружила, что его предыдущее руководство проводило рисковую кредитную политику. А расследование СБУ деятельности должностных лиц банков "Надра", «Трансбанка» и некоторых других финансово-кредитных учреждений дало основание сделать выводы о фактах незаконного перевода средств вкладчиков на счета компаний Кипра, Литвы и Латвии.
Для рекапитализации проблемных банков правительство приняло решение об использовании государственных ресурсов. Однако учеными предварительно не были проведены более или менее глубокие исследования целесообразности такого вмешательства государства в банковский сектор. Данные операции, как правило, приводят к значительным изменениям в составе акционеров предприятия, что может стать причиной радикальной перестройки направлений и мотивов его деятельности. Вложенные за счет бюджетных ресурсов (при проведении рекапитализации) средства, как правило, имеют отношение к уставным капиталам государственных банковских учреждений. Цель таких вложений - повышение капитализации государственных банков, которая становится основой укрепления их финансовой базы. Результатом является расширение активных операций по финансированию важных для государства направлений развития экономики, а в отдельных случаях - и решение социальных проблем.
Правительство заинтересовано в проведении рекапитализации в первую очередь государственных, а не частных банков. Увеличение капитала государственных банковских учреждений в условиях кризиса способствует усилению управления экономическими процессами с использованием экономических и административных рычагов. В частности, по решению правительственных структур привлеченные банками ресурсы могут использоваться на предоставление кредитов государственным предприятиям, которые находятся в тяжелом положении. Такое их состояние нередко является следствием проведения несбалансированной (с экономической точки зрения) государственной политики. Примером может быть несоответствие цен и расходов за пользование энергетическими ресурсами для населения и коммунальных предприятий. Это влечет за собой превышение расходов над доходами государственных компаний. В таких ситуациях возникает необходимость предоставления им займов со стороны правительства.
Проведение рекапитализации частных проблемных банков с привлечением государственных средств в условиях стабильного развития экономики нецелесообразно, поскольку национальные ресурсы используются для укрепления частного капитала. Однако во время финансового кризиса осуществление таких операций имеет определенные основания. Быстрый опок депозитов, а также значительные ограничения на привлечение ресурсов путем эмиссий акций и размещения долговых ценных бумаг могут стать причиной ухудшения деятельности не только отдельных банков, но и финансово-кредитной системы в целом. Следствием будет ограничение проведения активных операций, что повлечет за собой уменьшение кредитования экономики, сокращение совокупного спроса и усиление кризисных явлений в ее реальном секторе. В таких условиях государство не может не вмешиваться в решение вопроса оздоровления банковской системы. Одним из способов такого влияния является его непосредственное участие в проведении капитализации негосударственных проблемных банков путем вложения капитала с целью увеличения их уставных фондов. Это значит, что средства налогоплательщиков частично направляются на пополнение капитала негосударственных банков. Государство становится акционером банка, в который сделаны такие вложения, а управление приобретенными пакетами акций передается определенным органам государственной исполнительной власти.
С точки зрения налогоплательщиков, участие государства в рекапитализации коммерческих банков должно быть нацелено на увеличение объемов кредитования национальной экономики и физических лиц, снижение ставок по кредитным операциям, улучшение условий их предоставления, погашения и обслуживания. Такая деятельность на период преодоления финансового кризиса должна также быть направлена на укрепление государственных финансов (прежде всего на рост их объемов и улучшение структуры) и усиление их положительного влияния на развитие экономики. Важно достичь этих результатов без увеличения фискального, ценового, валютного и административного давления. После выхода из кризиса и возобновления действия механизмов рыночного регулирования государство должно выйти из состава акционеров банков, продать приобретенные активы и использовать полученные ресурсы в интересах налогоплательщиков.
Еще по теме:
Состояние и перспективы
рынка деривативов в России
Производные финансовые инструменты получили значительное распространение в рыночных экономиках в условиях финансовой глобализации. Рост мировых финансовых рынков привел к их интеграции и расширению финансового инструментария. Если появлен ...
Структура рынка страховых услуг
обеспечение
Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию.
Рынок страховых услуг — это система взаимодействия участников рынка (покупателей, продавцов и посредников), объекто ...
Содержание кредитной политики коммерческого банка
Прежде чем характеризовать кредитную политику банка, необходимо дать определение кредита вообще, которое характеризует исходные отношения соответствующих субъектов. Существуют различные определения данной категории. В западной экономическ ...