Вложение бюджетных ресурсов в ценные бумаги частных коммерческих банков становится основой перехода в собственность государства пакетов акций, соответствующих (по стоимости) таким вкладам. Следовательно, осуществляется огосударствление части частных банков, а при условии приобретения крупных пакетов - даже их полная или частичная национализация. Это значит, что государство принимает на себя функции управления такими пакетами и осуществляет его в лице органов государственной исполнительной власти, которые определены для проведения подобных операций. Передавая государственные (бюджетные) средства в уставный капитал частных банков, государственные органы управления пытаются сделать банковскую систему более устойчивой.
В то же время государственные органы управления берут на себя дополнительную ответственность. Управление пакетами выкупленных акций должно быть направлено не на обеспечение интересов частных акционеров, а на решение общегосударственных проблем. То есть капиталы, переданные в собственность банков, должны работать не на обогащение инвесторов, а на преодоление кризисных явлений в банковской системе, реальном секторе экономики, а также у вкладчиков (граждан и предприятий), являющихся клиентами банков. Важным становится вопрос и о сроках, на которые осуществляются вложения государства в уставные капиталы банков. Курс на укрепление рыночной экономики не предполагает проведения национализации банков. Поэтому после их рекапитализации (при условии достижения цели) необходимо будет провести обратную продажу государственных пакетов акций частным инвесторам. При этом реализация государственных пакетов должна быть выгодной для граждан (налогоплательщиков и клиентов банковской системы). Это значит, что государственная финансовая поддержка проблемных банков должна привести не только к оздоровлению банковской системы, но и к росту стоимости активов, вложенных в уставные капиталы каждого оздоровленного банка. При других условиях (обеспечение стабилизации работы не банковской системы в целом, а только отдельных банковских учреждений, отсутствие положительного влияния таких операций на развитие реального сектора экономики, улучшение обслуживания клиентов банков) проведение рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов становится проблематичным.
Участие государства в рекапитализации проблемных банков связано и с необходимостью решения многих других вопросов: в какие конкретно банки следует вкладывать бюджетные средства с целью рефинансирования, какой должна быть доля государства в уставном капитале банка, каких результатов необходимо достичь при рекапитализации, когда и при каких условиях долю приобретенных государством акций нужно продавать частным инвесторам, как следует использовать ресурсы, полученные от такой продажи. Важно и то, какому органу государственной исполнительной власти будет поручено управление государственными пакетами акций, приобретенными в ходе оздоровления банков за государственные средства.
Одной из сложных проблем рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов является определение цены, по которой правительство будет осуществлять покупку акций. Предложения по оплате акций по номинальной стоимости приемлемы не для каждого банка. В условиях кризиса во многих банках величина акционерного капитала оказалась значительно меньше суммы активов. Поэтому нужно проводить дополнительную оценку финансового состояния банков; следует определить и критерии рекапитализации коммерческих банков; важное значение также имеет выбор механизма проведения таких операций.
МВФ и Всемирный банк целью вложения средств государства в капитал коммерческих банков в Украине определили восстановление доверия вкладчиков к банковской системе, а схему осуществления предложили свести к вложению в капитал банков облигаций государственного займа, которые в дальнейшем будет рефинансировать НБУ. Привлеченные таким образом банками средства должны направляться на возврат вкладчикам депозитов.
В апреле 2009 г. в Украине было объявлено, что правительство начнет рекапитализацию 10-15 крупнейших банков с целью их оздоровления за счет средств государственного бюджета. Она будет осуществляться путем выкупа не менее 50% плюс одна акция. На финансирование этой программы из государственного бюджета предусматривалось выделить 44 млрд. грн. (или около 2-3% ВВП). О намерении получить поддержку от государства для увеличения своего капитала заявили банки "Киев", "Укрпромбанк", "Надра", "Родовид Банк", "Укргазбанк", "Финансы и кредит" и "Имексбанк". Было также определено, что доля государства после рекапитализации будет составлять в "Родовид Банке", "Укрпромбанке" и банке "Киев" 99%, в банке "Надра" - 91,8%, в "Имексбанке" и "Укргазбанке" - 75% плюс одна акция.
Еще по теме:
Учет труда и его оплата
Процесс любой предпринимательской деятельности, связан с затратами не только денежными, но и трудовыми .
Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Под нормами труда понимаются нормы выработки, нормы рабочего вр ...
Сущность, функции и формы денежных расчетов
Современная экономическая система любого государства представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные с поставкой материальных ценностей, оказание ...
Инвестиционные банки как участники финансового
рынка
К банковскому сектору капитала относят коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные банки, банковские дома.
Инвестиционные банки - это финансово-кредитные учреждения, специализирующи ...