Оценочные показатели модели следующие:
у = -2, 0434 + (-5, 24Х1) + О, 0053Х2- 6, 6507Х3 +
+ 4,4009Х4 - О, 0791Х5 - О, 1020Х6.
Переменная у
, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора, Р
:
где е = 2,71828. Получаемая оценка у
может рассматриваться как показатель вероятности невыполнения условий кредитного договора. Чем больше значение у
, тем выше вероятность невыполнения договора для данного заемщика.
В модели Чессера для оценки вероятности невыполнения договора используются следующие критерии:
если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;
если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.
Модель оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов.
Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математические модели не учитывают роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов - коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельного предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.
Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности ("золотое правило экономики предприятия").
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента - 0%. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) - 0%.
Выполнение "золотого правила экономики предприятия" дает 5%, невыполнение – 0%.
Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (Табл. 1.3.1).
Еще по теме:
Инструменты Центрального банка России
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Росс ...
Содержание кредитной политики коммерческого банка
Прежде чем характеризовать кредитную политику банка, необходимо дать определение кредита вообще, которое характеризует исходные отношения соответствующих субъектов. Существуют различные определения данной категории. В западной экономическ ...
Состав и классификация потребительского кредитования
Операции кредитования составляют основу активных операций коммерческого банка. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредитования являются юридические и физические лица.
Кредит - это предоставление банком или кредитной орг ...