Страница 2

Несомненно, возрастающие масштабы проблем в области социальной политики обусловлены следующими причинами: социальная напряженность в стране (невысокий уровень жизни), демографический кризис (естественная убыль и старение населения), экономические факторы (низкий уровень оплаты труда у большинства работающих, которая служит базой для начисления выплат); существующее положение дел усугубляется постоянным повышением цен.

Из проведенного во 2 главе анализа видно, что Пенсионный фонд России (ПФР) является наиболее важным и значимым государственным внебюджетным фондом. Это обусловлено рядом причин: выполнение важнейшей функции системы социального страхования – выплата пенсий; направление значительной части (20% из 26%) единого социального налога в ПФР, превышение величины доходов и расходов бюджета Фонда над доходами и расходами бюджетов остальных фондов. В последние годы уделяется особое внимание проблемам пенсионного обеспечения, и предпринимаются попытки для усовершенствования пенсионной системы и деятельности ПФР.

Главная черта модели социальной политики – превалирование институтов государственного социального обеспечения и социальной помощи – фактически блокирует развитие рыночного института социального страхования. Поэтому совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

Исходя из анализа работы государственных внебюджетных фондов, напрашивается вывод о целесообразности консолидации каналов сбора страховых взносов и централизованного целевого распределения средств. Это, очевидно, позволит упростить плательщикам процедуру расчета и перечисления страховых взносов, а Министерству налогов и сборов - повысить качество контроля над сроками и правильностью их начисления и уплаты.

Мировой опыт демонстрирует перспективность развития национальных систем обязательного социального страхования. Они существуют как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение дополняет, но не поглощает социальное страхование. Существующие сегодня во многих развитых странах системы социального страхования основаны на единстве и взаимодействии добровольных и обязательных (в том числе государственных) систем страхования. Это дает основания утверждать, что государственные и дополнительные частные системы социального страхования рассматриваются на Западе как единая, по существу, схема достижения намеченного уровня социальной защиты населения.

Рассмотрев и проанализировав работу внебюджетных фондов, видно их несовершенство и нестабильность. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Эти фонды по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства в обеспечении государственного социального страхования.

Из рассмотренных в 3 главе инерционного, индивидуалистского и общественного сценариев развития применение последнего позволит улучшить систему социального страхования в стране и повысить эффективность функционирования внебюджетных фондов.

Для совершенствования системы социальной политики в краткосрочной перспективе необходимо выполнить следующие задачи: сформировать сеть современных центров высокотехнологичной помощи, сделать крупные вложения в повышение профессионального уровня врачей и развитие материально-технической базы массовой медицины; конкретизировать государственные гарантии медицинской помощи и создать новые механизмы привлечения государственных и частных средств в систему здравоохранения; сформировать экономические условия для повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, начать реализацию новой системы оплаты труда медицинских работников, расширить хозяйственную самостоятельность медицинских учреждений, сформировать условия для развития частной медицины; апробировать новые механизмы преобразования структуры оказания медицинской помощи; создать реальные условия для потребительского выбора страховщиков и медицинских организаций, в том числе на основе реализации конкурентной модели ОМС.

В долгосрочной перспективе предполагается внедрить в массовом масштабе современные медицинские стандарты; обеспечить повышение оплаты труда медицинских работников до среднего уровня по экономике; существенно смягчить региональные различия в уровне финансового обеспечения здравоохранения; вывести в частную систему здравоохранения основную часть платных медицинских услуг, оказываемых в государственных, муниципальных учреждениях; создать современную сеть медико-социальной помощи для обслуживания пожилых людей и т.д.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Кризис и его влияние на потребительское кредитование
Экономический кризис и его возможные последствия для банковского сектора России, особенно в сфере потребительского кредитования, – это одна из самых обсуждаемых на сегодня тем в российской прессе. «Потребительское кредитование становится ...

Необходимость вложений в развитие молодых специалистов
Экономические успехи индустриально развитых стран, достигнутые ими во второй половине прошлого века, в большой степени связаны с признанием решающей роли человеческого фактора в производстве. Именно этим и обусловлено то, что с начала 60- ...

Расчеты по инкассо
Расчеты платежными поручениями достаточно понятны: организация-покупатель поручает банку перечислить деньги своим контрагентам. Расчеты по инкассо выглядят совершенно иначе: поставщик, выполнив свои обязательства, например, отгрузив товар ...