В данной работе были изучены особенности развития современной системы социального страхования в России и проведен анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов. В результате проведенной работы можно сделать следующие основные выводы.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные социальные внебюджетные фонды.
С позиции развития национальной экономической системы целесообразно рассматривать внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными социальными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют возложенные на них государством определенные функции в системе социального страхования.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
Преимущества и недостатки в организации и деятельности государственных внебюджетных фондов представлены в виде таблицы:
Преимущества «+» |
Недостатки «-» |
возможность строго целевого расходования мобилизованных ресурсов |
финансовая несамостоятельность |
оперативный анализ и корректировка доходов и объемов их использования |
функциональная перенасыщенность |
наличие у фондов обязательства перед застрахованными лицами по произведению определенного вида выплат |
не всегда оправданный "отток" средств из бюджетов во вновь образуемые внебюджетные фонды |
повышение степени надежности финансовой социальной защиты |
ослабление контроля за эффективным целевым использованием аккумулируемых средств |
возможность четкого определения дефицита и профицита средств бюджета фонда |
передача полномочий по осуществлению контроля органам управления самих фондов |
вероятность гибкого маневрирования имеющимися финансовыми ресурсами |
отсутствие долгосрочной стратегии развития внебюджетных фондов |
расширение возможностей формирования государственных доходов |
отсутствие стратегии развития системы государственного социального страхования и ее финансовой основы |
возможность вкладывать свободные финансовые ресурсы в надежные коммерческие проекты |
ограниченная емкость фондового рынка и недостаточность инструментов инвестирования |
Низкий размер страхового возмещения, сложившийся в нашей стране, объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой для начисления страховых взносов, - всего 26% ВВП. Обеспечение существенной положительной динамики оплаты труда должно стать приоритетом социальной политики и условием создания цивилизованной системы социального страхования. Также к институциональным недостаткам в существующей России системы социального страхования относится преобладание перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда до 30-40% финансовых ресурсов используется для целей социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты. Столь высокие доли перераспределения ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального обеспечения, но никак не социальному страхованию. Снижение процентных ЕСН (с 39,5% в 2000 г. и до 26% в настоящее время), за счет которого финансируются внебюджетные фонды, привело к образованию дефицита их бюджетов, который покрывается за счет дотаций из федерального бюджета.
Еще по теме:
Расчеты платежными поручениями
Платежные поручения представляют собой расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. ...
Сущность, источники и виды риска ликвидности
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности коммерческого банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.
В самом общем понимании ликвидность означает возможность банка своевременно в п ...
Сущность и понятие кредитного портфеля
коммерческого банка
На современном этапе развития экономических отношений кредит является активным и важным «участником» народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся государства, предприятия, организации и население, ни производство и обращение обще ...