Экономическая и социальная трансформация России, ускоренное разгосударствление собственности в начале 1990-х гг. оказали на население страны негативное влияние. Резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите – это безработные, многодетные семьи, пенсионеры и инвалиды. Социальный и демографический кризис в стране вызвал необходимость реформирования системы социального страхования и социальной защиты.
Вместо использовавшегося ранее механизма государственного социального обеспечения, финансировавшегося преимущественно за счет государственного бюджета, начала формироваться система рыночных механизмов и институтов социальной защиты: обязательного социального страхования, личного страхования, пенсионного и медицинского страхования.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования в начале ХХI в. составляет всего около 8% ВВП страны, что в 2 раза ниже показателей стран ЕС. Низкая доля в расходах застрахованных на цели социальной защиты позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной массе всего лишь 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в 5-6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.
Несмотря на создание в России механизма социальной защиты, призванного ликвидировать подобные диспропорции, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных принципиальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Поскольку Россия в настоящее время находится в самом начале трудного пути формирования по-настоящему социального общества, проблемы функционирования системы социального страхования и ее финансового обеспечения должны стоять «во главе угла» при реализации основных социально-экономических задач государства.
Перед нашей страной стоит неотложная задача продолжения курса экономического роста, осуществить которую невозможно без включения социального фактора, то есть человека, работника, с его способностями и потребностями. Именно социальная сфера должна инициировать экономический рост, а развитая система социального страхования позволяет решить часть этой проблемы. В частности, на мой взгляд, необходимо продолжить создание комплексной системы социального страхования, обеспечивающей достаточный уровень социальной защиты населения.
Определение перспектив развития системы социального страхования и ее финансового обеспечения является одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время. Реализация основных принципов социального страхования в настоящее время возложена на такие государственные внебюджетные социальные фонды, как Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, а также Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.
Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов. Специализированный Федеральный закон о внебюджетных социальных фондах отсутствует. Эта проблема разработана еще недостаточно. Таким образом, очевидна необходимость изучения и выяснения роли указанных фондов в решении социальных задач.
- Создание государственных внебюджетных фондов как основа социального развития
- Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях
- Исторические предпосылки организации и развития социального страхования России
- Специфика развития внебюджетных социальных фондов России в XXI в.
- Зарубежный опыт организации и развития системы социального страхования
- Перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов
- Заключение
Еще по теме:
Операции Сбербанка на первичном и вторичном рынках
ценных бумаг
Акционерный коммерческий сберегательный банк проводит широкий круг операций на рынке ценных бумаг, выступая в качестве эмитента и инвестора.
Сбербанк России является профессиональным участником рынка ценных бумаг и имеет соответствующие ...
Расчеты платежными требованиями
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются пр ...
Анализ и оценка качества кредитного портфеляУДО
Кредитная политика Дополнительного офиса ОАО Сбербанк РФ № 9070/098 направлена на увеличение объемов кредитования, расширение спектра кредитных услуг, повышение качества кредитного обслуживания заемщиков всех уровней. Кредиты предоставляю ...