Статьи » Кредитование физических лиц Байкальского банка Сбербанка РФ » Рост потребительского кредитования, как необходимое условие развития рыночных отношений

Страница 1

Повышение эффективности банковской системы России связано не только с активным участием банков в кредитовании реального сектора экономики, но и с потребительским кредитованием населения.

На начало 2008 года произошло двукратное увеличение объемов потребительских кредитов населению в абсолютном выражении и, по оценкам некоторых независимых экспертов, они составили около 1 330 млрд. руб. (примерно 47 млрд. дол. США).

Согласно определению, данному в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») – это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В Словаре-справочнике финансового менеджера, потребительский кредит определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.

Доля потребительского кредитования в общем объеме кредитных вложений в экономику России сегодня находится на уровне примерно 11,3 процентов.

Потребительский кредит является одной из форм кредита и служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. В

определенной степени он содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов. Необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и с интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров. Потребительский кредит играет большую роль в социально-экономической жизни страны:

– развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализацию товаров, что, в конечном счете, отражается на увеличении доходной части федерального бюджета;

– государство имеет возможность определять реальную социальную политику.

В настоящее время в нашей стране кредитование потребительских нужд населения осуществляется в основном Сбербанком России. Однако и другие коммерческие банки все шире практикуют выдачу потребительского кредита различным группам населения.

Современная практика кредитования населения в РФ выявила ряд проблем:

– недостатки процесса кредитования;

– использование наличных денежных средств при выдаче и погашении ссуды, которое не сокращает издержки обращения;

– отсутствие экономически обоснованной процентной политик;

– отсутствие необходимых законов;

– относительно неразвитый сегмент потребительских кредитов по сравнению с зарубежной практикой.

Вместе с тем динамика кредитных операций банковского сектора свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. В 2007 году частные кредиты выросли на 105,77 процентов, а в 2008 г. – на 115 процентов и составили, как указывалось выше, около 1 330 млрд. руб. Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков. По оценкам Home Credit and Finance Bank, сегодня в кредитных продуктах нуждаются 70 процентов россиян и только 20 процентов хотя бы раз воспользовались потребительской ссудой.

По свидетельству Информационного агентства «Интерфакс», в Российской Федерации сегодня этот показатель (около 150 дол. США) находится примерно на уровне Турции (152 дол. США) и в 3–6 раз меньше, чем в Венгрии (900 дол. США), Польше (439 дол. США) и Чехии (932 дол. США).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Рекомендации по развитию рынка потребительского кредитования и повышения эффективности работы в этом секторе
Основные принципиальные основы развития рынка потребительского кредитования 1. Широта покрытия и скорость развертывания – дополнительный офис «СПБ» должен быть готов работать в крупных магазинах города (Техносила, Телемир): – Широкое по ...

Сущность и структура кредитного портфеля
Кредитный портфель - это совокупность выданных кредитов банка, которые классифицированы по критериям, связанным с различными факторами кредитного риска или способами защиты от него. Понятие кредитного портфеля неоднозначно трактуется в э ...

Классификация пластиковых карт
В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. С точки зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Дв ...