Банки и инвестиционные компании являются основными инвесторами на рынке корпоративных облигаций. Банки и инвестиционные компании покупают и продают облигации, выступая в нескольких качествах:
· как андеррайтер, обязуясь выкупить на себя определенный объем эмиссии;
· как маркет-мейкер, обязуясь поддерживать двухсторонние котировки на торгах с определенной разницей между ценами покупки и продажи;
· как инвестор, используя для вложений в корпоративные облигации часть свободных средств.
Банки также выполняют и ряд других функций на рынке облигаций, которые не связаны с инвестированием – например, функции платежного агента.
В 2008 г. объем вложений коммерческих банков увеличился с 33 млрд. руб. на начало года до 59 млрд. руб. на конец года (на 79%). Важно отметить, что вложения в облигации субъектов Российской Федерации и нерезидентов увеличивались еще более быстрыми темпами, что говорит о наличии факторов, сдерживающих вложения в корпоративные облигации. Прежде всего, это неразвитая система оценки рисков заемщиков и отсутствие системы кредитования коммерческих банков Банком России под залог долговых обязательств нефинансовых предприятий. И если первую проблему быстро решить невозможно, то решение второй вполне можно ускорить. Кроме того, увеличению объема свободных средств банков могло бы способствовать снижение норматива отчислений в фонд обязательных резервов.
Объем вторичного биржевого оборота рынка корпоративных облигаций в середине 2008 года по сравнению с началом незначительно вырос. В течение месяца в среднем на биржевом рынке заключалось 10100 сделок на сумму 30 млрд. руб.
Если учитывать «живой» оборот, без сделок по офертам, то оборот вырос еще более значительно. Доходности облигаций примерно до середины июля имели тенденцию к росту, а затем снижались. В результате по итогам месяца, средняя доходность портфеля из 20 бумаг, входящих в индекс RUX-Cbonds, увеличилась на 52 б.п. до 10,36%. Ситуация в целом по сравнению с июнем не изменилась: инвесторы предпочитают сосредоточивать свои усилия на облигациях монополистов, сырьевых компаний и ВТБ. Так из рассмотренных нами 120 выпусков облигаций доходность выросла по итогам месяца по 104 выпускам (примерно 90-93% из которых можно отнести ко 2-3 эщелонам).
Еще по теме:
История возникновения пластиковой карты
Предшественниками современных карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм запис ...
Особенности продаж B2B
В B2B генеральная линия — как можно ближе сойтись с партнером (клиентом), наладить прочные дружеские, даже родственные отношения. Добиться того, чтобы у партнера даже не возникало мысли перейти к поставщику конкуренту. «Условия работы, ко ...
Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России
Денежно-кредитный рынок охватывает всю денежно-кредитную сферу и является основным ее макро показателем. Поэтому, все изменения в денежно-кредитной сфере связаны с функционированием денежно-кредитного рынка. Рынок кредитов России на совре ...