В структуре эмитентов на рынке облигаций на конец 2008 г. были представлены все крупнейшие отрасли промышленности, транспорт, связь, торговля, наука, а также банки и финансовые компании. При этом эмиссии компаний, представляющих металлургию, топливную промышленность, пищевой промышленности, связь и банки, занимали почти 68 % от общего объема размещенных выпусков. Для сравнения, по итогам 2007 г. такую же долю рынка занимали компании только трех отраслей (топливной промышленности, металлургии и банков), что говорит о повышении интереса к рынку со стороны все большего спектра эмитентов.
Важной тенденцией 2008 г. стал уход крупных заемщиков на западные рынки капитала. Среди них либо компании с экспортно-ориентированным характером деятельности, либо компании, выручка которых привязана к валютному курсу (например, крупнейшие сотовые операторы). Объем рынка российских корпоративных еврооблигаций в 2008 г. увеличился на 208%, с 4 млрд. долл. до 12,3 млрд. долл. Однако еще в конце 2008 г. российские компании и банки озвучили планы по выходу на рынок еврооблигаций в объеме, превышающем текущий объем рынка – компании собираются разместить в 2009 г. еврооблигационные займы более чем на 13 млрд. долл. США. В связи с этим в структуре эмитентов рублевых облигаций доля, например, топливной промышленности, лидировавшей в 2007 г., упала в два раза – с 28 % до 14 %. Уход этой группы эмитентов связан с группой факторов:
1) заимствование в иностранной валюте способствует снижению рисков экспортно-ориентированных компаний;
2) возможность получить сравнительно недорогое и, главное, долгосрочное финансирование в крупных размерах;
3) укрепление рубля повысило реальную стоимость рублевых заимствований для экспортно-ориентированных компаний.
Наряду с компаниями-экспортерами свою активность на рынке рублевых облигаций снизили финансовые компании и банки. Их уход на западные рынки, скорее всего, обусловлен потребностью в валютных ресурсах для кредитования своих основных клиентов (как правило, это банки, входящие в состав крупных финансово-промышленных групп).
Помимо ухода части компаний на рынок еврооблигаций, в структуре эмитентов в 2008 г. произошли следующие изменения:
1) На лидирующие позиции в структуре отраслей вышли предприятия пищевой промышленности и связи. На них пришлось почти 40% общего объема размещений в 2008 г. Доля предприятий пищевой промышленности в общем объеме обращающихся выпусков увеличилась с 3% до 11%, а доля предприятий связи выросла с 6,5% до 15,7%.
2) Наиболее активными в 2008 г. были предприятия связи, пищевой
промышленности, а также банки и финансовые компании, однако абсолютное количество эмиссий в обращении для банков и финансовых компаний практически не изменилось, в то время как число компаний пищевой промышленности выросло с 4 до 22.
3) Среди отраслей, занимающих более 1% рынка по объему в обращении, появился новый сегмент – предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В 2008 г. было размещено 4 выпуска, и их доля в общем объеме выпусков составила на конец года почти 2%.
Наибольший рост количества выпусков, как правило, был зафиксирован в тех отраслях, средний объем эмиссии по которым составляет ниже среднего по рынку. Кроме пищевой промышленности, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, банков и финансовых компаний, это химическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Данная тенденция позволяет говорить о растущем интересе к рынку со стороны средних и небольших по размеру компаний (так называемых компаний «второго и третьего эшелонов»). Следует подчеркнуть, что развитие этого сегмента крайне важно для повышения доступности кредитования в целом и роста инвестиций – через расширение источников финансирования для предприятий.
Еще по теме:
Активные операции коммерческих банков
Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности.
Активные операции по экономическому содержанию подразделяют на ссудные, расчетные, кас ...
Развитие потребительского кредита в зарубежных странах
потребительский кредит ссуда заемщик
Потребительский кредит получил широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется ...
Содержание и сущность сберегательных и депозитных операций коммерческих
банков
Депозитные источники банковских ресурсов существенно отличаются от не депозитных средств коммерческого банка:
1) они ассоциируются с конкретным клиентом банка, то есть носят персональный характер, в то время как прочие ресурсы приобретаю ...