Ликвидность актива достигается биржей посредством целого ряда действий. Одним из способов обеспечения ликвидности является увеличение ширины и глубины рынка рассматриваемого актива. При этом ширина рынка определяется количеством, а глубина – объемом заключаемых сделок. Увеличение ширины рынка может быть достигнуто двумя путями. Первый, экстенсивный, направлен на увеличение количества участников биржевых торгов и количества торгуемого актива в его физическом измерении. Второй, интенсивный, направлен (при сохранении практически неизменного количества участников и активов) на обеспечение оперативной и многократной перепродажи актива (либо права на него) в течение торговой сессии и максимального сокращения времени на проведение взаиморасчетов по сделкам. По второму пути идут все ведущие мировые биржи. Увеличение же глубины рынка достигается повышением его инвестиционной привлекательности.
Увеличить ширину и глубину рынка актива невозможно без выработанной мировой биржевой практикой специальной процедуры, которая носит название листинга. Если сказать коротко, листинг – это процедура допуска актива на биржевые торги (читайте – на котирование). Другими словами, листинг – это конкурсный отбор по определенным качественным и количественным критериям, своего рода ОТК (отдел технического контроля) биржи. Сравнение листинга с ОТК тем более является уместным, потому, что в задачу и того и другого входит обеспечение качества товара (в нашем случае – актива), требуемого для того, чтобы он мог выполнять свое функциональное предназначение. При этом к рассматриваемому активу предъявляется целый ряд требований, которые должны обеспечить его достаточную ликвидность и, как следствие, его котируемость. Потому, что ликвидность и котируемость актива всегда идут рука об руку. И чем жестче эти требования, тем выше ликвидность актива и достоверность его котирования.
На основе требований, соответствие которым необходимо для прохождения процедуры листинга, разрабатываются биржевые стандарты, которые доводятся до сведения производителей, выставляемых свой товар на товарных биржах и эмитентов и инвесторов, работающих с ценными бумагами на фондовых биржах. На основе биржевых стандартов разрабатываются стандартные и стандартизированные биржевые контракты, которые способствуют ускорению оформления и взаиморасчетов по заключенным сделкам, а, значит, ускорению оборотов биржи, и повышению эффективности и достоверности котирования.
Активы, прошедшие процедуру листинга (дословно английское слово «listing» означает включение в список) получают дополнительные преимущества. Это, прежде всего, высокая маркетабельность, то есть годность для реализации на рынке, поддерживаемый уровень ликвидности, относительная стабильность их цен. Другими словами, актив, прошедший процедуру листинга, как бы получает своеобразный сертификат качества. Это значит, что биржа гарантирует качество торгуемых на ней активов. Кроме того, перечисленные параметры находятся под постоянным контролем биржи, чем снижается риск от воздействия фактов мошенничества и манипулирования ценами.
Говоря о необходимости листинга, мы подошли к еще одной важной функции биржи, на которую, обычно, не обращают должного внимания. В самом деле, биржа, обеспечивающая процедуры листинга и котирования, по сути дела, превращается в систему поддержки рыночной стоимости торгуемых на ней активов. Если, например, таким активом являются акции, то они позволяют увеличить рыночную стоимость данной акционерной компании по отношению к ее балансовой стоимости. Также, компаниям, чьи акции котируются на бирже, легче добиться доверия у банков и финансовых институтов в вопросах кредитования и привлечения новых финансовых средств. Таким образом, листинг и котирование позволяют выявить наиболее надежные и качественные биржевые активы, способствуют повышению их ликвидности и, как следствие, – обеспечивают поддержку и стабилизацию рынка.
Бытует мнение, что процедура листинга применяется только к ценным бумагам, но не к физическому товару. А значит, к торгам на товарных биржах могут быть допущены любые товары, начиная от сырья и кончая готовой продукцией, в том числе продуктами питания, товарами народного потребления, недвижимостью, земельными участками, работами и услугами и т.п. К чему это приводит, и какие «ценовые ориентиры» при этом получаются, мы сейчас рассмотрим на следующих примерах.
Прежде всего, приведем одну цитату. «Чтобы проверить силу доказательства, на основании которого вы принимаете ту или иную теорию, полезно спросить себя, удовольствовались бы вы одинаково вескими доводами, решаясь на сколько-нибудь серьезный практический шаг. Например, купили бы вы дом вслепую, не поручив юристу выяснить право на владение, а слесарю – проверить канализацию?». Так писал известный английский писатель Уильям Сомерсет Моэм в 1925 году. Эти вопросы не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Еще по теме:
Состояние и перспективы
рынка деривативов в России
Производные финансовые инструменты получили значительное распространение в рыночных экономиках в условиях финансовой глобализации. Рост мировых финансовых рынков привел к их интеграции и расширению финансового инструментария. Если появлен ...
Товарное производство и общественное воспроизводство
В ходе исторического развития изменялся социально-классовый облик субъектов кредитных отношений. В средние века ими являлись купцы, торговцы, ремесленники, церковь, монастыри, государство, монархи, знать, феодалы. Использование кредита но ...
Эволюция платёжной системы России
В развитии отечественной структуры платежных инструментов и способов платежа выделено несколько характерных и в то же время специфических особенностей. Это связано с тем, что на Руси длительное время сохранялась практика использования тов ...