Статьи » Анализ потребительского кредитования в коммерческих банках

В современной России коммерческие банки являются одним из основных звеньев финансовой системы страны. Их активы более чем в 15 раз превышают активы ПИФов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов вместе взятых. На этом фоне растет доверие населения к банкам: увеличивается число депозитов, наблюдается рост кредитных портфелей банков. Это связано с общими позитивными тенденциями в экономике за последние два года - по мнению ряда российских экономистов, экономическая ситуация в стране в 2009-2010 годах входит в стадию заметного посткризисного оживления.

В этих условиях совершенно очевидно продолжение кредитной экспансии. Потенциал для расширения кредитных операций у российских коммерческих банков достаточно большой, так как отношение выданных кредитов к ВВП в России по сравнению с зарубежными странами остается на низком уровне - 20% (в странах Восточной Европы этот показатель колеблется от 30-40%).

Потребительское кредитование позволяет населению использовать значительные заемные ресурсы на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, оплату неотложных нужд и т.п.

Таким образом, потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам для приобретения предметов личного потребления. Главное удобство потребительского кредита заключается в том, что деньги, которые заемщик получает, не являются целевыми. То есть, тратить их он имеет право на любые нужды. Кроме того, оформление такого кредита не обычно происходит довольно быстро и не требует залога, а некоторые банки могут выдать его даже без поручителей

Потребительское кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка занимает основное место в объеме банковских операций, приносящих доход. Кредитование выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития, способствует техническому прогрессу.

Обладая значительными позитивными качествами, потребительское кредитование в современной экономике России не реализовало их еще в полной мере. Коммерческие банки, используя потребительское кредитование для развития своей деятельности, опасаются невозврата кредита и связанных с этим крупных потерь.

По форме погашения различают потребительские кредиты с разовым погашением и потребительские кредиты с рассрочкой платежа. Первые распространены очень мало, разовый платеж предполагает единичную выплату всей суммы кредита и процентов по нему. Для физических лиц это достаточно проблематично. А вот второй вид потребительского кредита - с рассрочкой платежа, используются повсеместно. Он позволяет заемщику получить единовременно большую сумму, а потом ежемесячно гасить часть этой суммы и процент. Все это выполняется в соответствии с предоставленным графиком платежей.

Еще по теме:

Роль депозитного рынка в БВУ
Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитного рынка в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же б ...

Классификация и характеристика видов используемых МБК
Вид кредитов представляет собой совокупность свойств, характерных для той или иной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки представляют собой свойства самого кредита, организационные сво ...

Посреднические операции банков
Виды профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг Брокерская деятельность признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бума ...