Банк является главным инвестиционным финансовым институтом в структуре Фонда «Самрук-Казына». Учитывая стратегическую роль Банка, государством оказывается поддержка путем поддержания сильной капитализации Банка и предоставления льготных бюджетных ресурсов для снижения конечных ставок кредитования.
В июле 2009 года акционером Банка было принято решение о пополнении уставного капитала Банка на 167 млрд. тенге или свыше $1,1 млрд для реализации Банком задач антикризисной программы Правительства и задач предстоящей пятилетки форсированной индустриализации. Увеличение уставного капитала позволит привлечь дополнительные внешние заимствования с сохранением финансовой устойчивости Банка, увеличить масштабы кредитования приоритетных отраслей, откроет возможность кредитования наиболее крупных проектов, что особенно актуально в свете возросшей значимости Банка для реализации стратегических инфраструктурных проектов.
С целью эффективной реализации поставленных задач, на основе изучения опыта ведущих зарубежных банков развития, БРК расширяет спектр предлагаемых инструментов финансирования от традиционных кредитных операций до финансовых услуг, характерных для институтов развития и инвестиционных банков.
В 2009 году расширен кредитный инструментарий Банка. В результате, Банк получил право финансировать пополнение оборотного капитала, предоставлять мезонинное финансирование, участвовать в капитале юридических лиц для реализации инвестиционных проектов. Банк также получил право осуществлять прием депозитов юридических лиц в целях обеспечения ликвидности Банка.
Начиная с 1 января 2010 года Казахстан приступает к реализации пятилетнего плана форсированного индустриально-инновационного развития страны.
С целью обеспечения ускоренной индустриализации страны, Правительство до конца 2009 года определит конкретные направления развития несырьевого сектора экономики в следующих отраслях:
• агропромышленный комплекс;
• строительная отрасль и производство строительных материалов;
• нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора;
• металлургия и производство готовых металлических продуктов;
• химическая и фармацевтическая промышленность;
• энергетика, включая развитие чистой энергетики;
• транспортная и промышленная инфраструктура. Соответственно Банк будет концентрировать свои ресурсы на реализацию инвестиционных проектов в выбранных Правительством страны приоритетных направлениях.
Особое внимание уделяется Банком проектам в отрасли электроэнергетики. По оценкам экспертов, дефицит электроэнергии в Казахстане в ближайшие годы составит порядка 3 млрд. кВт-ч, что требует создания не менее 4 тыс. МВт дополнительных мощностей. Поэтому Банком осуществляется кредитование ряда энергетических проектов, направленных на расширение энергомощностей регионов, снижение межрегионального дисбаланса в обеспеченности электроэнергией и развитие Национальной электрической системы.
Банк уже участвует в реализации таких проектов как «Вторая линия электропередачи 500 кВ транзита Север-Юг Казахстана» компании АО «KEGOC», «Строительство Мойнакской гидроэлектростанции мощностью 300 МВт», модернизация теплоэнергостанции в Восточно-Казахстанской области, строительство газотурбинных станций в Западно-Казахстанской (на 54 МВт) и в Кызылординской (на 87 МВт) областях.
Вместе с тем, на сегодняшний день мы видим несколько проблем, стоящих на пути привлечения инвестиций в энергетику, например:
1. проблемы тарифных рисков. Высокие тарифы позволяют быстрее окупить вложения в генерацию и привлечь инвестиции, но чреваты социальным напряжением и препятствуют развитию отечественной промышленности. Вместе с тем, сохранение низких тарифов не позволяет привлечь достаточно новых инвестиций, что может привести к долгосрочному дефициту мощностей в ситуации, когда большая часть генерации страны не получала необходимых для обновления инвестиций около 20 лет. Для решения этой дилеммы мы предлагаем государству применить субсидии для строящихся новых станций в части финансирования и производства, как это сделано в ряде быстрорастущих стран, либо позволить им продавать энергию по более высоким тарифам на рынок как это делается в России.
2. Наличие долгосрочных контрактов между потребителями и производителями могло бы стабилизировать потоки наличности и снизить риски в новых проектах до приемлемого уровня. Однако национальный оператор «КЕГОК» не может дать контракт на будущую энергию. В данном случае считаем необходимым рассмотреть вопрос платежей за резервную мощность, как это практикуется в Великобритании, Россия, США и в скором будущем Турции. Тогда инвестор может рассчитывать на возмещение части расходов, если спрос на электроэнергию резко упадёт.
Еще по теме:
Кредитные организации как второй
уровень банковской системы Российской Федерации
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять ...
Структура рынка страховых услуг
обеспечение
Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию.
Рынок страховых услуг — это система взаимодействия участников рынка (покупателей, продавцов и посредников), объекто ...
Особенности учета межбанковских кредитов
Учет просроченных межбанковских кредитов
При наступлении срока возврата кредита заемщик может обратится в банк – кредитор с просьбой о пролонгации срока кредитования, и если вопрос решается положительно, пролонгация оформляется дополните ...