Банк является главным инвестиционным финансовым институтом в структуре Фонда «Самрук-Казына». Учитывая стратегическую роль Банка, государством оказывается поддержка путем поддержания сильной капитализации Банка и предоставления льготных бюджетных ресурсов для снижения конечных ставок кредитования.
В июле 2009 года акционером Банка было принято решение о пополнении уставного капитала Банка на 167 млрд. тенге или свыше $1,1 млрд для реализации Банком задач антикризисной программы Правительства и задач предстоящей пятилетки форсированной индустриализации. Увеличение уставного капитала позволит привлечь дополнительные внешние заимствования с сохранением финансовой устойчивости Банка, увеличить масштабы кредитования приоритетных отраслей, откроет возможность кредитования наиболее крупных проектов, что особенно актуально в свете возросшей значимости Банка для реализации стратегических инфраструктурных проектов.
С целью эффективной реализации поставленных задач, на основе изучения опыта ведущих зарубежных банков развития, БРК расширяет спектр предлагаемых инструментов финансирования от традиционных кредитных операций до финансовых услуг, характерных для институтов развития и инвестиционных банков.
В 2009 году расширен кредитный инструментарий Банка. В результате, Банк получил право финансировать пополнение оборотного капитала, предоставлять мезонинное финансирование, участвовать в капитале юридических лиц для реализации инвестиционных проектов. Банк также получил право осуществлять прием депозитов юридических лиц в целях обеспечения ликвидности Банка.
Начиная с 1 января 2010 года Казахстан приступает к реализации пятилетнего плана форсированного индустриально-инновационного развития страны.
С целью обеспечения ускоренной индустриализации страны, Правительство до конца 2009 года определит конкретные направления развития несырьевого сектора экономики в следующих отраслях:
• агропромышленный комплекс;
• строительная отрасль и производство строительных материалов;
• нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора;
• металлургия и производство готовых металлических продуктов;
• химическая и фармацевтическая промышленность;
• энергетика, включая развитие чистой энергетики;
• транспортная и промышленная инфраструктура. Соответственно Банк будет концентрировать свои ресурсы на реализацию инвестиционных проектов в выбранных Правительством страны приоритетных направлениях.
Особое внимание уделяется Банком проектам в отрасли электроэнергетики. По оценкам экспертов, дефицит электроэнергии в Казахстане в ближайшие годы составит порядка 3 млрд. кВт-ч, что требует создания не менее 4 тыс. МВт дополнительных мощностей. Поэтому Банком осуществляется кредитование ряда энергетических проектов, направленных на расширение энергомощностей регионов, снижение межрегионального дисбаланса в обеспеченности электроэнергией и развитие Национальной электрической системы.
Банк уже участвует в реализации таких проектов как «Вторая линия электропередачи 500 кВ транзита Север-Юг Казахстана» компании АО «KEGOC», «Строительство Мойнакской гидроэлектростанции мощностью 300 МВт», модернизация теплоэнергостанции в Восточно-Казахстанской области, строительство газотурбинных станций в Западно-Казахстанской (на 54 МВт) и в Кызылординской (на 87 МВт) областях.
Вместе с тем, на сегодняшний день мы видим несколько проблем, стоящих на пути привлечения инвестиций в энергетику, например:
1. проблемы тарифных рисков. Высокие тарифы позволяют быстрее окупить вложения в генерацию и привлечь инвестиции, но чреваты социальным напряжением и препятствуют развитию отечественной промышленности. Вместе с тем, сохранение низких тарифов не позволяет привлечь достаточно новых инвестиций, что может привести к долгосрочному дефициту мощностей в ситуации, когда большая часть генерации страны не получала необходимых для обновления инвестиций около 20 лет. Для решения этой дилеммы мы предлагаем государству применить субсидии для строящихся новых станций в части финансирования и производства, как это сделано в ряде быстрорастущих стран, либо позволить им продавать энергию по более высоким тарифам на рынок как это делается в России.
2. Наличие долгосрочных контрактов между потребителями и производителями могло бы стабилизировать потоки наличности и снизить риски в новых проектах до приемлемого уровня. Однако национальный оператор «КЕГОК» не может дать контракт на будущую энергию. В данном случае считаем необходимым рассмотреть вопрос платежей за резервную мощность, как это практикуется в Великобритании, Россия, США и в скором будущем Турции. Тогда инвестор может рассчитывать на возмещение части расходов, если спрос на электроэнергию резко упадёт.
Еще по теме:
Слабость национальной валюты
С прошлой осени Банк России посредством мини-девальваций осуществляет управляемое обесценение рубля. В целом эта политика имеет здравое экономическое обоснование, поскольку цены на продукцию российского экспорта значительно упали, а крупн ...
Нормативно-правовая база, регулирующая кредитование
физических лиц в РФ
Организация работы по кредитованию физических лиц строится на основе нормативных документов
Основным документом регулирующим порядок и условия кредитования в Российской Федерации является Гражданским кодекс Российской Федерации (далее ГК ...
Анализ состояния наличных расчетов на предприятии
Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются:
• для кругооборота товаров и услуг;
• для расчетов по ...