Страница 4

Определение банка-контрагента

Банки-контрагенты обычно оцениваются по нескольким группам факторов. Каждая группа факторов оценивается по 100-балльной шкале и имеет свой собственный вес, определяющий значимость данной группы в общей оценке. Общее количество баллов, получаемое в результате анализа, определяется суммой произведений баллов, набранных по каждой группе факторов, на вес данной группы. В итоге каждый банк получает оценку по 100-бальной шкале. В соответствии с этой оценкой он включается в ту или иную группу риска. Правила отнесения к той или иной группе риска в зависимости от количества баллов основываются на политике управления рисками банка. Указанные факторы оценок подразделяют на следующие группы: «политические» (все факторы, могущие непосредственно повлиять на способность контрагента возвратить кредит, которые продуцируются государством в лице его институтов, в том числе Центральным банком: валютная политика, налогообложение, издержки, которые возникают у банков в ходе контактов с этими институтами); системные (факторы, которые продуцирует банковская отрасль); групповые (их источником является группа предприятий, к которым банк относится или с которыми его связывают определенные обязательства); факторы, источником которых является сам контрагент (его политика, управление рисками, квалификация менеджмента и персонала, сложившиеся отношения руководителей и сотрудников), кредитная история; наличие и величина оборотов по корреспондентскому счету лоро в анализирующем банке и т.п.

Анализ финансового состояния банка-контрагента проходит поэтапно.

I этап – структурный анализ баланса и оборотов по балансовым счетам.

II этап – расчет капитала банка.

III этап – рейтинговая оценка баланса. Суть ее – определение места банка-контрагента в банковской отрасли. При этом рейтинг банка рассчитывается отдельно по стандартным группам показателей (ликвидность, капитализация, прибыльность, качество активов, состояние ресурсной базы, деловая активность). Рейтинг банка по каждой из данных групп показателей есть отклонение индивидуальных значений относительных коэффициентов от среднеотраслевых. Рейтинги банка в каждой группе показателей за определенный период оцениваются по 100-балльной шкале. После этого балльные оценки группы показателей взвешиваются, что дает возможность оценить состояние банка по 100-балльной шкале. Рейтинговая оценка такого рода имеет ряд особенностей, в том числе следующие: финансовые коэффициенты рассчитываются на основе показателей, «очищенных» от суммы искусственных увеличений и скрытых иммобилизаций капитала; для выбора среднеотраслевых показателей необходима информация (финансовая отчетность) по очень широкому кругу банков (несколько сотен); веса коэффициентов в каждой группе определяются методом взаимных сравнений. После того как банк всесторонне подготовился указанными выше способами к встрече с потенциальными контрагентами на рынке МБК, непосредственный отбор контрагента по сделке может происходить в двух основных формах.

1. В форме участия в аукционных торгах, которые проводит либо сам банк-кредитор (этим вариантом пользуется Банк России) или банк-дилер, либо кредитная площадка, сама не выступающая стороной сделок, а только действующая по заявкам клиентов.

2. В форме прямых межбанковских сделок, которые могут проводить либо непосредственно сами банки, входя для этого в прямой контакт с теми банками, которые не значатся в их «черных списках», либо операционные системы, в которых обслуживаются банки. Заключение сделки предусматривает установление взаимных обязательств контрагентов. Чем более развит рынок, тем, как правило, меньше индивидуализированных формальностей требуется для выполнения данной процедуры. В странах, обладающих богатыми банковскими традициями, она настолько стандартизирована, что нередко не требует оформления кредитных отношений между банком-кредитором и банком-заемщиком путем подписания кредитного договора. Банк-заемщик и банк-кредитор, знающие и доверяющие друг другу, могут заранее оговорить все условия заключения будущих сделок в рамочном генеральном договоре, на основании которого в дальнейшем будут совершаться все конкретные покупки и продажи МБК между ними. В текущей работе стороны могут ограничиваться лишь пересылкой протоколов и обычных учетных и информационных документов. Существуют и уже применяются, в том числе российскими банками, технологии заключения сделок с использованием электронного документооборота, базирующегося на электронной почте и электронной подписи. Важную роль при этом играет юридическое сопровождение электронных документов, включающее в себя регистрацию подписания документа, проверку подлинности подписи, ведение архива и разрешение споров по сделкам. Рынок МБК сегодня. Как уже отмечалось, в августе 1998 г. российский рынок МБК в очередной раз распался и почти перестал действовать. Всплеск кризиса привел к тому, что многие банки даже с вполне приличными финансовыми показателями буквально в одночасье попали в сложнейшее положение. Начался глобальный кризис доверия, одним из серьезных последствий которого стала локализация некогда относительно единого межбанковского рынка краткосрочных кредитов в нескольких не пересекающихся группах. Через пять лет после дефолта рынок МБК существенно видоизменился. До печального 1998 г. он во многом имел спекулятивный характер – с очень высокими процентными ставками, что делало его для банков местом зарабатывания денег. Кризис избавил банки от той легкости, с которой они прежде открывали друг на друга не обеспеченные кредиты и кредитные линии, сегодня практически все работают только под залог. В результате «межбанк» приобретает классические черты рынка коротких ресурсов, предназначенного, прежде всего для поддержания ликвидности его участников. Однако резкое сокращение числа не обеспеченных кредитов обернулось новыми проблемами, с одной стороны, банкам-кредиторам, располагающим свободными деньгами, стало труднее размещать их с достаточной степенью надежности и эффективности, с другой – банки-заемщики вынуждены теперь привлекать средства только под обеспечение. Правда, нормально работающие банки, как правило, располагают ликвидными активами, которые они готовы предоставлять в залог в качестве обеспечения. Проблема в другом – каждый понимает, что каким бы крупным и надежным ни был банк-кредитор, у него тоже могут возникнуть проблемы с ликвидностью и именно в самый неподходящий для заемщика момент. Поэтому, чтобы не стать заложником одного банка, заемщик вынужден размещать свои залоги в разных банках, тем самым, снижая объем привлекаемых под них средств, да еще и держать «про запас» чистую ликвидность, отвлекая деньги из своего основного бизнеса. Все понимают и поддерживают идею воссоздания межбанковского рынка и продолжения его дальнейшего развития. Существует немало хороших идей на этот счет. Но любые усилия пропадут даром, если сами банки не начнут активно участвовать в данном процессе. Для них в этом смысле на первом плане стоит проблема доверия друг другу (обычно ее сводят к задаче восстановления доверия к банкам, но не менее остро она стоит и в плане взаимоотношений между самими банками). Доверие же возникает на базе общих интересов и прозрачности бизнеса. ренессанс. Из других условий дальнейшего развития российского рынка МБК можно отметить хотя бы следующие: развитие инструментария данного рынка (так, в апреле 2003 г. начал действовать рынок межбанковского репо – кредитование банками друг друга под залог ценных бумаг); обеспечение большей доступности для банков ресурсов Центрального банка. Резервов для этого много.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Состав и классификация потребительского кредитования
Операции кредитования составляют основу активных операций коммерческого банка. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредитования являются юридические и физические лица. Кредит - это предоставление банком или кредитной орг ...

Рекомендации и варианты дальнейшего развития НПФ
Прежде всего, стоит еще раз определить основные цели и приоритеты в развитии этих рынков. Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, соз ...

Коммерческий, потребительский, государственный и ростовщический кредиты
Коммерческий кредит - одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного де­нежного оборота, находя практическое выражение в финансово-хозяйствен ...