Пока образовательное кредитование в России делает свои первые шаги, его масштабы несопоставимы ни с объемами платного образования в нашей стране, ни с потребностями национальной образовательной системы, однако обзор его нынешнего состояния, даже с учетом того, что опыт образовательного кредитования можно считать штучным, представляет несомненный интерес с учетом перспектив его развития и адаптации к условиям нашей страны.
Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения в учебном заведении (вузе, школе и т.п.). Обычно образовательные кредиты предоставляются гражданам для оплаты ими обучения в отечественном учебном заведении (Например, данное требование - одно из условий предоставления образовательного кредита Сбербанком России).
Согласно российскому законодательству взять образовательный кредит могут: представители учащегося – родители, усыновители, попечители и другие физические лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования, а с 14 лет и сам учащийся. Они несут солидарную ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов.
Размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщиков, стоимостью обучения в учебном заведении, а также наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов. Для подтверждения платежеспособности заемщика банк требует финансовое обеспечение кредита или иные гарантии возврата кредита, например гарантии со стороны государства. В качестве обеспечения возврата кредита могут выступать: залог ликвидного имущества (объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, эмитированных государством и банком и др.) или поручительство.
Как правило, за введение образовательных кредитов ратуют сторонники рыночного подхода в экономике образования. Основной принцип данного подхода - только рыночные силы, конкурентная борьба вузов за студентов могут наиболее эффективно распределить ресурсы в образовании. Государство не может знать лучше непосредственного потребителя образовательной услуги, в каком учебном заведении, по какой специальности и за сколько ему следует получать образование.
Система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее профессиональное образование и постепенно перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение.
Связь между материальным положением семьи и возможностью (желанием) платить за обучение своих детей носит классический характер: чем богаче семьи, тем большая их доля выбирает платное образование (табл.1).
С одной стороны, это свидетельствует о неравном доступе к услугам образования, с другой – что около 30% семей респондентов (статистически весьма значимая величина), субъективно отнесших себя к категории бедных и очень бедны, тем не менее идут на выделение денег из скудного семейного бюджета для оплаты образования своих детей.
Таблица 1 Материальное положение семьи и факт оплаты за обучение детей, %
Уровень материального положения семьи |
Доля респондентов, оплачивающих обучение своих детей |
Богатая |
51,1 |
Обеспеченная |
40,4 |
Со средним достатком |
35,7 |
Бедная |
28,9 |
Очень бедная |
28,9 |
Еще по теме:
Тенденции развития российской банковской системы
Банковская система один из важнейших секторов экономики. Ее задачей является трансформация накоплений и сбережений в инвестиции на развитие производства и обращения товаров. На данный момент насчитывается 1056 кредитных организации, по ср ...
Влияние процентной
политики на доходность кредитных операций
Большое внимание должно уделяться вопросу о стоимости кредита, куда входят определение процентной ставки, размер компенсационного остатка на счете, комиссии за выдачу и оформление кредита и т. д.
Одной из наиболее трудных задач в кредито ...
МБК как инструмент регулирования банковской ликвидности
Межбанковские кредиты используются финансовыми учреждениями главным образом для того, чтобы «вписываться» в нормативы ЦБ. При этом крупные банки не доверяют мелким, требуя от них обеспечение.
Основной задачей рынка межбанковского кредито ...