Основными недостатками нашей банковской системы сегодня являются:
- высокая степень сегментации банковской системы;
- проблема государственной банковской олигополии;
- неразвитость нормативно-правовой базы осуществления банковской деятельности;
- повышение капитализации банковской системы Российской Федерации как фактор ее конкурентоспособности.
Рассмотрю далее более подробно проблемы российской банковской системы России.
Во-первых, сдерживающим фактором развития российской банковской системы является ее сегментация, под которой понимается нарастающие различия между группами банков – банками, контролируемыми государством, дочерними иностранными банками, крупными частными банками и средними и мелкими банками [4, стр. 65].
Сегментация банковской системы выражается в:
- различных требованиях к уровню ликвидности (для обеспечения стабильности функционирования кредитных институтов);
- различном доступе к внешнему финансированию (по цене и объему);
- в различном доступе к внутреннему финансированию;
- стоимости пассивов на внутреннем рынке;
- различной политике управления структурой активов и пассивов.
По данным Центрального банка Российской Федерации, наблюдается следующее распределение активов по банковскому сектору [7, стр. 8]:
- первая группа банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ-24) по состоянию на 01.08.2011 года владеет 49% активов всей банковской системы России.
- вторая группа банков (6-20 строчка по величине активов) – это в основном крупные частные банки и дочерние иностранные банки, совокупная доля активов которых на 01.08.2011 составила 20.5% (Альфа-Банк, Банк Москвы, ЮниКредит Банк, Росбанк, Райффайзенбанк и др.)
- третья группа банков (с 21 по 50) доля 11,5%
- четвертая группа доля (с 51 по 200) – 13,1%
- пятая группа (с 201 по 500) 4,6%
- шестая группа (с 501) доля 1,3%
Таким образом, пять крупнейших банков страны (все банки с государственным участием) обладают почти половиной совокупных активов банковской системы.
Главное преимущество государственного банка или банка с государственным участием – это обеспечение финансовых гарантий прав вкладчиков на правительственном уровне в условиях неплатежеспособности кредитной организации. Самыми надежными банками считаются кредитные организации с непосредственным государственным участием в финансировании или, по крайней мере, имеющие в своих активах некую долю государственного капитала. Разумеется, за меньший риск приходится платить за счет более высоких процентных ставок по займам, более низких ставках по депозитным вкладам по сравнению с коммерческими банками.
Однако многое зависит от общей экономической ситуации в стране – обратную ситуацию наглядно продемонстрировал финансовый кризис 2008-2009 гг. В сложное время именно банки с государственным участием благодаря доступу к недорогим «правительственным» деньгам смогли предложить своим клиентам наиболее выгодные на российском рынке условия кредитования.
Данные выводы подтверждаются результатами ряда аналитических исследований, проведенных сотрудниками холдинга «Ромир», пришедших к неутешительному выводу о снижении индекса доверия российских заемщиков к банковской системе, снизившегося почти до уровня 2008 года. Однако, у таких банков, как Сбербанк и ВТБ24, несмотря на экономический кризис, индекс доверия значительно повысился. Индекс доверия был составлен по 100-бальной шкале, где учитывался ряд показателей по выдачам кредитов для населения, годовой процент погашения займов, сроки кредитования и т.д. В пятерку лидеров, набравших наибольшее количество баллов, помимо Сбербанка и ВТБ24, вошли такие банковские организации: «Альфа-банк» - 67,6 пунктов, «Газпромбанк» - 66,1, «Росбанк» - 63,9 [12, стр. 19].
По моему мнению, банковский сектор не станет привлекательным для инвестиций, пока существует проблема государственной банковской олигополии. Крупнейшие банки с государственным участием занимают большую часть рынка, привлекают большую часть ресурса из экономики и, как следствие, получают максимальную господдержку в кризисные времена. Частному бизнесу тяжело противостоять такому конкуренту, как государство, поэтому государству необходимо постепенно выходить из капитала этих банков. В таком случае рынок станет более конкурентным, а банковский бизнес – более привлекательным. По мнению экспертов, чтобы довести долю государства до неконтрольной или хотя бы подойти к такому решению, уйдет порядка трех-пяти лет, однако уже сейчас мы видим первые позитивные шаги в этом направлении.
В соответствии с проектом стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, в среднесрочной перспективе предполагается сократить участие государства в капиталах кредитных организаций при сохранении контроля государства за деятельностью ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк». При этом в ближайшие три года предусматривается снижение государственного участия в уставном капитале данных кредитных организаций не ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция. В дальнейшем Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат сокращение доли государства в уставном капитале данных кредитных организаций.
Еще по теме:
Общая характеристика Пушкинского отделения № 2009
Сбербанка России
Дополнительный офис № Пушкинского располагается по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Оранжерейная ул., 46, лит. А пом. 1-Н, является внутренним структурным подразделением Сбербанка России. Порядок открытия и закрытия дополнительных офис ...
Цели, задачи и методы анализа кредитного портфеля
банка
Рассмотрим методы анализа и оценки кредитного портфеля.
При анализе кредитного портфеля банка в предлагаемом нами подходе мы сделаем акцент в оценке 3-х позиций:
- первая - диверсификации кредитного портфеля банка;
- вторая - качество ...
Характеристика первичного и вторичного рынков
ценных бумаг
Приступая к изучению операций коммерческих банков на первичном и вторичном рынках ценных бумаг, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в данном параграфе - понятиям ценная бумага и рынок ценных бумаг. Анал ...