Суть принципа субсидиарности состоит в том, что человек и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству только тогда, когда человек не в состоянии должным образом выполнять обязанности. Принцип реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношении к государственному бюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве.
Принцип взаимной ответственности по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, часто без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы фондов (33, с.15).
Таким образом, социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Заключительная часть первой главы посвящена вопросам правового и финансового положения государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, состав которых строго ограничен статьей 144 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ). Система обязательного социального страхования России в настоящее время включает в себя три относительно самостоятельные сферы: обязательное пенсионное страхование; обязательное социальное страхование; обязательное медицинское страхование. Согласно названной статье БК РФ, основные функции в этих сферах осуществляют соответственно три государственных внебюджетных социальных фонда РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ (ПФР), созданный в 1991 г. в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» на данный момент представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее отчасти сбор пенсионных выплат, назначение, перерасчет, финансирование и доставку пенсий, а также другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда «находятся в государственной собственности», «не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат» (6). При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами (7).
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру (рис.2):
Рис. 2.
Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Еще по теме:
Анализ банковской системы Российской Федерации за 2009-2012 года
Итоги 2011 года для банковского сектора оказались во многом позитивными, однако стало понятно, что вернутся в докризисное время уже не удастся, а точки роста придется искать более жестких условиях.
По итогам года общий объем кредитов, де ...
Общая характеристика объекта
анализа
Анализируемое подразделение ОАО «Ставропольпромстройбанк» успешно работает на георгиевском финансовом рынке с 1998 года, имея почти десятилетний опыт работы в регионе. Дополнительный офис в г. Георгиевске Филиала ОАО «Ставропольпромстройб ...
Активные операции коммерческих банков
Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности.
Активные операции по экономическому содержанию подразделяют на ссудные, расчетные, кас ...