Спецификой внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. В настоящее время эти фонды осуществляют социальное страхование. Предметом социального страхования является регулирование страховых отношений тогда, когда наступление страховых случаев и убытков общества, связанных с ними, носит массовый, повсеместный характер. Общество, в лице государства, вводя социальное страхование, заинтересовано в компенсации убытков. Социальное страхование связано со страховой защитой интересов граждан, касающихся их жизни, здоровья, трудоспособности и пенсионного обеспечения.
Система обязательного социального страхования России в настоящее время включает в себя три относительно самостоятельные сферы:
1. обязательное пенсионное страхование; 2. обязательное социальное страхование; 3. обязательное медицинское страхование. Основные функции в этих сферах осуществляют соответственно государственные внебюджетные социальные фонды РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Что же касается Государственного фонда занятости населения РФ, то с 1 января 2001 г. он прекратил свое самостоятельное существование, т.к. был консолидирован в государственный бюджет (35, с.14).
Рассмотрим факторы, которые обусловили необходимость создания и использования параллельно с государственным бюджетом внебюджетных фондов. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Существуют два возможных способа решения этой задачи: либо выделение из федерального или местного бюджетов определенной целевой части, либо образование по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретными источниками и целевым назначением. При формировании внебюджетных фондов использовались оба способа.
Во-вторых, постоянно изменяющаяся в соответствии с рыночными законами экономическая обстановка часто требует принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в перераспределении финансовых ресурсов. При этом использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, а внебюджетных фондов – исполнительными органами, что дает реальную возможность расходовать средства внебюджетных фондов более оперативно.
В-третьих, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость применять новые методы перераспределения денежных средств в обществе наряду с традиционными бюджетными средствами.
В-четвертых, одним из наиболее важных факторов, определяющих целесообразность образования внебюджетных фондов, является дефицит бюджета. Он требует не только дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от организаций, учреждений и населения для покрытия определенных видов расходов (35, с.27).
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
Еще по теме:
Чековая форма расчетов
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он ...
Кредитная политика ОАО «Банк Екатеринбург»
ОАО Банк «Екатеринбург» при кредитовании юридических лиц руководствуется Положением Банка России от 31 августа 1998г. (ред. от 27.07.2001) №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврат ...
Формирование цены на МБК
Банки используют прямые корреспондентские связи друг с другом не только в интересах клиентов, но и для проведения собственных операций. Такими межбанковскими операциями являются главным образом получение и размещение кредитов и депозитов. ...