Тот факт, что российский рынок ценных бумаг в основном является рынком банковским, вынуждает нас подвергнуть анализу не только значение операций с корпоративными ценными бумагами для коммерческих банков, но и само состояние российской банковской системы.
Наиболее показательным для оценки этой системы является 2006 г. Во-первых, к тому времени в основном были преодолены последствия краха августа 1998 г. Процесс количественного сокращения банковской системы вернулся в естественное русло, положение банков на посткризисном рынке в общем и целом определилось, стали ясны новые группы лидеров. Цены на нефть были стабильны, но не рекордно высоки. Курсы ценных бумаг испытывали колебания с общей умеренной тенденцией к росту [13].
С другой стороны, это был период наименьшего стороннего воздействия на состояние банковской системы. Процесс укрепления политической власти, начавшийся после завершения выборных кампаний 2005 - 2006 г., свел к минимуму достаточно существенный до того политический риск, в т.ч. и риск полного прекращения в России частной банковской деятельности. С другой стороны, еще не успели развернуться процессы смены политических элит, повлекшие в дальнейшем за собой определенный передел собственности и повышение требований руководства страны к личной лояльности крупного, в т.ч. и финансового капитала. Наконец, рынок не был до такой степени зарегулирован и бюрократизирован, как сегодня. Т.е. это был период, рассмотрение которого позволяет оценить российскую банковскую систему в наиболее естественном, защищенном от субъективных воздействий состоянии.
Для анализа значимости для коммерческих банков собственно операций с ценными бумагами весьма важно то, что этот период характеризовался незначительным объемом операций с ценными бумагами при том, что психологические последствия вынужденного прекращения этих операций в 1998 г. во основном уже были преодолены.
На период до 2006 г. количественно российская банковская система достигла своего максимума и за счет фактически не функционирующих, но и не приносящих убытка кредитных учреждений вполне способна была увеличивать объем предоставляемых услуг без серьезного увеличения числа коммерческих банков (почти в два раза).
Динамика числа отозванных банковских лицензия свидетельствует о том, что процесс «чистки» кредитной системы, последовавший за крахом 17 августа 1998 г., был Банком России в общем и целом завершен, одновременно со сменой руководства этого учреждения ушли в прошлое и достаточно искусственные, на наш взгляд, идеи принудительной концентрации банковских учреждений.
С другой стороны, наблюдался вполне устойчивый и по сути дела не связанный с событиями 1998 г. рост числа убыточных коммерческих банков. Хронологически, на наш взгляд, этот процесс был связан с ослаблением инфляционных процессов, изначально служивших для отечественных банков важным источником доходов. Это, несомненно, вынуждало коммерческие банки оптимизировать свою деятельность, в т.ч. и на рынках ценных бумаг.
В 2008 г. практически завершилось становление рынка корпоративных облигаций в России. Первые выпуски корпоративных облигаций, нацеленные на привлечение капитала в производственные проекты или пополнение оборотных средств, появились после 2005 г. [29]. И если с 1998 по 2006 гг. количество зарегистрированных выпусков облигаций составило всего 59, то и в 2007 г., и в 2008 г. число только новых "рыночных" выпусков ежегодно превышало эту цифру. В 1998-2006 гг. создавались условия для устойчивой работы рынка облигаций – разрабатывалась законодательная база, эмитенты. Впервые для себя рассматривали выгоды и издержки от выхода на рынок, инвестиционные банки и компании осваивали процедуру выпуска и размещения облигаций, а потенциальные инвесторы оценивали возможности вложения в рынок. В таблице 2.1. представлено состояние рынка ценных бумаг за 2006-2008 гг.
Таблица 2.1. Состояние рынка ценных бумаг за период 2006-2008 гг.(млрд.руб)
2006г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
ГКО-ОФЗ (сум.) |
200,22 |
200,78 |
227,21 |
381,18 |
аукционы (перв.) |
15,3 |
45,36 |
79,26 |
112,18 |
вторичные торги |
184,92 |
155,42 |
147,95 |
269 |
ОБР |
— |
1,29 |
— |
— |
аукционы (перв.) |
— |
1,07 |
— |
— |
вторичные торги |
— |
0,22 |
— |
— |
Еврооблигации |
— |
— |
11,29 |
35,62 |
— |
— |
0,36 |
1,1 | |
Облигации субъектов РФ |
0,37 |
9,7 |
35,78 |
160,03 |
аукционы (перв.) |
— |
3,1 |
11,6 |
41,91 |
вторичные торги |
— |
6,6 |
24,18 |
118,12 |
Муниципальные облигации |
— |
— |
0,94 |
3,93 |
аукционы (перв.) |
— |
— |
0,49 |
1,56 |
вторичные торги |
— |
— |
0,45 |
2,37 |
Корпоративные облигации |
35,13 |
58,1 |
119,98 |
330,1 |
аукционы (перв.) |
29,55 |
24,7 |
47,64 |
78,41 |
вторичные торги |
5,57 |
33,4 |
72,34 |
251,69 |
Акции |
471,95 |
707,5 |
1144,53 |
2144,72 |
аукционы (перв.) |
— |
— |
0,27 |
— |
вторичные торги |
471,95 |
707,5 |
1144,26 |
2144,72 |
Паи |
— |
— |
— |
0,1 |
Итого |
707,67 |
977,37 |
1528,8 |
3021,16 |
Еще по теме:
Учет межбанковских кредитов
В настоящее время межбанковский кредит достаточно широко распространен, он возникает, когда между банками заключается договор о покупке-продаже кредитных ресурсов.
Синтетический учет межбанковских кредитов ведется по активным балансовым ...
Правовые и организационные особенности ОМС
Обязательное медицинское страхование (ОМС), будучи составной частью государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам минимальный гарантированный объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи. Его можно определит ...
Противопожарная защита
Противопожарная защита - комплекс дополнительных технических и организационных мероприятий, обеспечивающих повышенную устойчивость объекта к развитию пожара в крупномасштабную аварию, связанную с выходом в селитебную зону.
Повышенная уст ...