обеспечение стабильности банковской и финансовой систем;
эффективное использование банковской системой общественных средств;
мобилизация возможностей банковской системы на решение стоящих перед государством экономических и политических задач;
обеспечение сохранности денежных средств населения;
организация денежного рынка страны и платежной системы;
регулирование конкуренции на банковском рынке;
обеспечение открытости рынка банковских услуг для всех социальных групп населения;
развитие правового поля осуществления банковской деятельности и институтов банковской системы;
совершенствование системы контроля и надзора за банковской деятельностью.
Безусловно, вышеназванными задачами не исчерпывается весь спектр взаимодействия государства и банковской системы. По сути это стратегические цели, определяющие их взаимодействие.
Одной из основных задач регулирования банковской системы является обеспечение устойчивости деятельности кредитных организаций и направление их усилий в русло, которое на данном этапе соответствует интересам развития макроэкономических процессов, не нарушая действия основных рыночных законов. В этой обстановке регулирующее взаимодействие может осуществляться для реализации следующих задач, таких как:
− направление деятельности банковской системы для реализации основных вопросов государственной социально-экономической политики и, в первую очередь, на развитие экономики и повышение жизненного уровня населения;
− минимизация рисков, т. е. влияние на банки в направлении проведения наименее рискованной хозяйственной деятельности;
− проведение мероприятия (если возникает такая необходимость) по поддержанию краткосрочной устойчивости банков с помощью определенных инструментов;
− проведение мероприятий финансового оздоровления в отношении тех кредитных организаций, которые попали в сложное финансовое положение.
В период системного кризиса взаимодействие может осуществляться через:
− принятие экстренных мер по локализации кризиса;
− оказание поддержки банкам в целях недопущения масштабного банкротства кредитных организаций;
− проведение организационных мероприятий по восстановлению межбанковского рынка;
− проведение мероприятий по нормализации деятельности банков в посткризисной ситуации.
Регулирующие органы обеспечивают целенаправленное поступательное развитие банков, одновременно предостерегая их от избыточных и неоправданных рисков. При этом, как показывает опыт зарубежных стран и нашей страны, меры регулирующих органов по обеспечению устойчивого развития банков не должны сковывать их рыночную инициативу и препятствовать их позитивной деятельности.
Вопросы взаимодействия государства и банковской системы, регулирование этих отношений в рыночной экономике поднимаются не впервые. В настоящее время они находят отражение в законодательных актах практически всех государств. В широком смысле слова вопросы государственного вмешательства в рыночной экономике позволяют согласовывать экономические интересы и свободы всех участников хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом.
Еще по теме:
Рекомендации по развитию рынка потребительского
кредитования и повышения эффективности работы в этом секторе
Основные принципиальные основы развития рынка потребительского кредитования
1. Широта покрытия и скорость развертывания – дополнительный офис «СПБ» должен быть готов работать в крупных магазинах города (Техносила, Телемир):
– Широкое по ...
Зарождение интеграции отечественных банков в мировой финансовый рынок
Зарождение интеграции отечественных банков в мировой финансовый рынок приходится на вторую половину XIX в. – начала XX в. Это связано с началом процесса глобализации, который проявляется в международной миграции капитала и рабочей силы, н ...
Развитие системы кредитования в России, основные тенденции
Элементы системы кредитования — это не навсегда что-то заданное по содержанию, они отражают имеющееся целое, находящееся в стадии развития. Тенденция (позднелат. tendentia — направленность, лат. tendo — направляю) определяется как «направ ...