Вместе с тем, понятно, что в условиях переходной экономики резкое введение подобного механизма может привести к взвинчиванию цен и соответственно к ограничению круга платежеспособных участников биржевых торгов. Особенно это отразится на представителях малого бизнеса, которые именно сейчас, благодаря постановлению Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57, получили равный со всеми доступ к высоколиквидным материально-техническим ресурсам.
Когда разрабатывались меры по выполнению данного постановления, главной задачей являлось создания такого механизма, который бы с одной стороны обеспечил бы равный доступ к указанным товарам всем желающим при полной прозрачности и гласности, а с другой стороны явился бы в какой-то степени рыночной альтернативой административному ценообразованию на целый ряд высоколиквидной продукции.
Сейчас, по прошествии времени, можно сказать, что эти две задачи достигнуты. Это, несомненно, явилось серьезным шагом вперед по пути экономических преобразований в республике. Создан механизм, который коренным образом изменил ситуацию, имевшую место до момента принятия постановления Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57. Так, например, разница между «стартовой» ценой и фактической ценой реализации на биржевых торгах направляется предприятиям-продавцам на их дальнейшее развитие, а само превышение «стартовой» цены (которая согласована с министерством финансов) не рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.
Однако данный механизм не идеален в плане стратегических задач и имеет ряд недостатков, о которых было сказано выше. Для устранения указанных недостатков с учетом сложившейся ситуации предлагается следующее.
1. Разрешить товарно-сырьевым биржам самостоятельно устанавливать цену открытия каждого последующего дня на основе цены закрытия каждого предыдущего дня. В качестве цены закрытия дня считать средневзвешенную цену дня (общий объем заключенных сделок в стоимостном выражении приведенный к общему объему сделок в натуральном выражении в принятых единицах измерения).
2. Первоначально распространить данный подход на недельный интервал. Причем:
В качестве цены открытия первого дня каждой последующей недели выступает средняя цена закрытия предыдущей недели (недель), которая рассчитывается как среднее арифметическое цен закрытия (рассчитанных в соответствии с п.1) каждого торгового дня предыдущей недели (недель).
3. В дальнейшем, постепенно, распространить данный подход на месячный, квартальный, полугодовой и годовой интервалы. Причем:
В качестве цены открытия первого дня каждого последующего месяца выступает средняя цена закрытия предыдущего месяца, которая рассчитывается как среднее арифметическое цен закрытия (рассчитанных в соответствии с п.2) каждой недели предыдущего месяца.
В качестве цены открытия первого дня каждого последующего квартала выступает средняя цена закрытия предыдущего квартала, которая рассчитывается как среднее арифметическое цен закрытия каждого месяца предыдущего квартала.
В качестве цены открытия первого дня каждого последующего полугодия выступает средняя цена закрытия предыдущего полугодия, которая рассчитывается как среднее арифметическое цен закрытия каждого квартала предыдущего полугодия.
В качестве цены открытия первого дня каждого последующего года выступает средняя цена закрытия предыдущего года, которая рассчитывается как среднее арифметическое цен закрытия каждого полугодия предыдущего года.
4. После отработки данного механизма на годовом интервале времени, полностью перейти на рыночный механизм, когда не продавцы решают (и согласовывают с министерством финансов) по какой цене выставлять товар на биржевые торги, а сама биржа, на основе реально складывающего спроса и предложения определяет как цену открытия, так и цену закрытия.
5. Сохранить предел повышения цены в течение одного торгового дня в размере 5-10%. Но считать его от цены открытия данного торгового дня. Кроме того, для исключения возможности не только искусственного повышения цен, но и искусственного понижения цен, ввести ограничение также и на минимально допустимый уровень падения цен в течение одного торгового дня (например, на те же 5-10% от цены открытия данного торгового дня).
Прием, изложенный выше, широко применяется в техническом анализе и носит название метода скользящих средних значений. Метод основывается на усреднении ценовых значений за выбранный период времени.
В качестве примера рассмотрена динамика цен на дизельное топливо (для юридических лиц) на биржевых торгах УзРТСБ. При выборе данного актива были приняты следующие критерии. Первое. Данный актив должен регулярно выставляться на биржевые торги. Второе. По данному активу должны регулярно заключаться сделки. Регулярность выставления на биржевые торги дизельного топлива составила 99,9%. Регулярность заключения сделок по дизельному топливу составила также 99,9%. Иными словами, дизельное топливо выставляется на биржевые торги практически каждый торговый день. Сделки по дизельному топливу заключаются практически в каждом торговом дне. Это означает, что имеется минимально необходимое количество точек для построения ценового графика.
Еще по теме:
Фонд социального
страхования
ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и рас ...
Содержание и виды кредитных операций
Размещение мобилизированных ресурсов банком с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяют содержание его активных операций. Основой деятельности банка по размещению ресурсов являются ссудные операции. Ссудные операции сост ...
История возникновения и развития рынка пластиковых карточек
Можно проследить историю развития банковских и расчетных карт, разбив ее на несколько этапов.
1. Первая торговая карта была выпущена в 1914г. американской фирмой "General Petroleum Corporation of California" (ныне "Mobil O ...