Статьи » Внедрение методики ценообразования на кредитные продукты

В 2008г. российские банки устойчиво наращивали объемы кредитования реальной экономики. Так, еще в августе т. г. кредиты банковского сектора выросли на 4,1%. Вследствие опережающих темпов роста кредитов по отношению к темпам роста активов, удельный вес ссудной задолженности в активах банковского сектора увеличился до 76,7% (по сравнению с 70,9% на 01.01.08г).

Смещение «центра тяжести» в деятельности коммерческих банков в сторону кредитования, несомненно, отвечает функциональной задаче банковской системы. Вместе с тем, оно порождает обоснованную озабоченность качеством сформированного кредитного портфеля и его влиянием на устойчивость самой банковской системы России. Если за весь 2007г просроченная задолженность выросла на 1,9 млрд. руб., то за 8 мес. 2008г. просроченная задолженность возросла на 61,6 млрд. руб.

Большинство российских экспертов отмечают, что качество кредитных портфелей банков стремительно ухудшается, а 2009г. вполне может стать годом «кризиса плохих кредитов».

В условиях сокращения ресурсной базы банкам удавалось, с одной стороны, поддерживать кредитную активность, главным образом, за счет ликвидных активов. С другой стороны, в такой ситуации сужается потенциал дальнейшего сбалансированного развития: дисбаланс между внутренними ресурсами и кредитованием экономики, а резервные активы снижаются.

Банковские инвестиции в реальный сектор экономики всегда сопряжены с кредитными рисками, которые тем выше, чем выше уровень нестабильности в экономике.

Одним из действенных инструментов повышения качества кредитного портфеля и обеспечения финансовой устойчивости коммерческого банка является внедрение методики ценообразования на предоставляемые кредитные продукты, которая обеспечивала бы оптимальность сформированного кредитного портфеля в отношении «риск-доходность». При этом необходимо понимать, что универсальных действующих методик не существует. Наукой и банковской практикой определены лишь общие подходы, которые позволяют каждому банку решать эту задачу с учетом специфики его сформированной клиентской базы.

На первый взгляд эти подходы достаточно просты:

Цену на кредитные продукты нельзя устанавливать без учета стоимости привлекаемых банком ресурсов и расчета себестоимости кредитных продуктов;

Закладываемая в цену маржа риска должна позволить покрыть потери от списания проблемных кредитов;

Существенное снижение цены на кредитные продукты от расчетной (усредненной) величины при проведении целенаправленной маркетинговой политики банка должно компенсироваться ростом всей совокупности доходов от обслуживания данного клиента (группы клиентов).

Практическая же реализация этих подходов сопряжена с целым рядом организационных, информационных и научно-методических проблем.

Современные российские банки достаточно часто встают перед проблемой разработки методики, позволяющей с достаточной степенью достоверности определять трансфертную цену на внутренние ресурсы. Представленные в данной работе подходы к определению трансфертной цены и оценке эффективности деятельности банка в целом вполне могут помочь решить проблему подобного рода.

Еще по теме:

Кредитный мониторинг как метод контроля качества кредитного портфеля банка
Обеспечение эффективности и надежности осуществления кредитных операций требует от коммерческого банка организации постоянного мониторинга всех стадий реализации кредитного процесса. Проведение мониторинга кредита начинается сразу после п ...

Учет труда и его оплата
Процесс любой предпринимательской деятельности, связан с затратами не только денежными, но и трудовыми . Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Под нормами труда понимаются нормы выработки, нормы рабочего вр ...

Сущность и структура кредитного портфеля
Кредитный портфель - это совокупность выданных кредитов банка, которые классифицированы по критериям, связанным с различными факторами кредитного риска или способами защиты от него. Понятие кредитного портфеля неоднозначно трактуется в э ...