Кредитная политика банка » Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков

Страница 5

Раз в год или чаще банк должен проводить кредит­ные обзоры, суть которых состоит в пересмот­ре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотруд­ник кредитного отдела. В процессе такого об­зора сотрудник анализирует финансовое состо­яние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности за­емщика по обслуживанию своего долга, положе­ние заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекра­тить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходя­щих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохра­нения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков.

Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность со­трудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их про­фессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя спо­собы мотивации кредитного персонала. Сти­мулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.

Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении прин­ципа ликвидности для конкретного кредитно­го портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов.

Банковский менеджмент можно рассматри­вать с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого банка: банк как порт­фель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг.

В нашей стране наиболее распространен подход к процессу управления банком, рассматривающий банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации.

Ссудные операции банка включаются в состав портфельных услуг банка, и управление ссуд­ными операциями является частью процесса уп­равления всеми портфельными услугами банка.

Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находя­щихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура ак­тивов и др.), а также желание получить дополнительную при­быль от арбитража кредитных активов побуждают банки про­водить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп соб­ственной задолженности против реализации части кредит­ного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций.

Обменная сделка своп проводится участниками исходя из номинала обмениваемых акти­вов по их рыночной стоимости. Поскольку различные акти­вы имеют неодинаковые котировки, возникает несоответст­вие между рыночной стоимостью обмениваемых активов. Ука­занное несоответствие компенсируется путем перевода тем участником сделки, который приобретает актив с большей рыночной стоимостью, средств в ликвидной форме в пользу контрагента. Таким образом, участники операции регулиру­ют свой кредитный портфель без дополнительного убытка или прибыли.

Например, банк А реализует свой кредитный актив на заемщика X на сумму 1 млн. рублей против кредит­ного актива банка Б на заемщика У на сумму 900 тыс. рублей. Рыночная стоимость принадлежащего банку А актива составляет 40 % от номинала, а рыночная стои­мость актива банка Б - 50 % от номинала. Таким образом, в момент совершения операции банк А переведет банку Б сум­му, рассчитываемую по следующей формуле:

ПК = Ст.1 - Ст.2,

где: ПК - наличный компонент сделки;

Ст. 1 - рыночная стоимость переуступаемого актива;

Ст. 2 - рыночная стоимость выкупаемою актива.

В нашем примере подлежащая переводу в пользу банка Б сумма составит 50 тыс. рублей.

Наиболее часто встречаемым вариантом управления кре­дитными активами является операция их обмена. Техничес­ки это две независимые друг от друга сделки по переуступке одним кредитным институтом какого-либо актива другому кредитному институту при встречном выкупе согласованно­го актива контрагента.

Самостоятельность каждой операции проявляется в подписании двух сделок купли-продажи. При этом соглашения между сторонами практически зеркальны, поскольку реаль­но в текстах меняются местами только наименование про­давца и покупателя активов. Различия наиболее отчетливо выявляются в приложениях, в которых фиксируются платеж­ные инструкции двух сторон, а также детали объектов согла­шения (активов). В тех случаях, когда обмену подлежат разновалютные активы, скрытая конверсия валюты актива, равно как и скрытое регулирование сторонами валютной структу­ры кредитного портфеля, видно только из приложений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Роль потребительского кредита в экономике страны
Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособн ...

Ценовая политика
Peгулирование сберегательной деятельности населения Сбербанка РФ осуществляется с помощью изменения начисления процентов по вкладам. Они выступают серьезным стимулом при выборе формы хранения денежных средств. Построение гибкой и привлека ...

Общее знакомство с банком, организация бухгалтерского учета в банке
Краткое описание истории создания и развития кредитной организации – эмитента. Акционерный Имущественный Банк «Имбанк» (открытое акционерное общество) был создан в соответствии с решением учредителей от 03.07.1992 г. (протокол № 1) и зар ...