Раз в год или чаще банк должен проводить кредитные обзоры, суть которых состоит в пересмотре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотрудник кредитного отдела. В процессе такого обзора сотрудник анализирует финансовое состояние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности заемщика по обслуживанию своего долга, положение заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекратить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходящих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохранения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков.
Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их профессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя способы мотивации кредитного персонала. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.
Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении принципа ликвидности для конкретного кредитного портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов.
Банковский менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого банка: банк как портфель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг.
В нашей стране наиболее распространен подход к процессу управления банком, рассматривающий банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации.
Ссудные операции банка включаются в состав портфельных услуг банка, и управление ссудными операциями является частью процесса управления всеми портфельными услугами банка.
Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находящихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура активов и др.), а также желание получить дополнительную прибыль от арбитража кредитных активов побуждают банки проводить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп собственной задолженности против реализации части кредитного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций.
Обменная сделка своп проводится участниками исходя из номинала обмениваемых активов по их рыночной стоимости. Поскольку различные активы имеют неодинаковые котировки, возникает несоответствие между рыночной стоимостью обмениваемых активов. Указанное несоответствие компенсируется путем перевода тем участником сделки, который приобретает актив с большей рыночной стоимостью, средств в ликвидной форме в пользу контрагента. Таким образом, участники операции регулируют свой кредитный портфель без дополнительного убытка или прибыли.
Например, банк А реализует свой кредитный актив на заемщика X на сумму 1 млн. рублей против кредитного актива банка Б на заемщика У на сумму 900 тыс. рублей. Рыночная стоимость принадлежащего банку А актива составляет 40 % от номинала, а рыночная стоимость актива банка Б - 50 % от номинала. Таким образом, в момент совершения операции банк А переведет банку Б сумму, рассчитываемую по следующей формуле:
ПК = Ст.1 - Ст.2,
где: ПК - наличный компонент сделки;
Ст. 1 - рыночная стоимость переуступаемого актива;
Ст. 2 - рыночная стоимость выкупаемою актива.
В нашем примере подлежащая переводу в пользу банка Б сумма составит 50 тыс. рублей.
Наиболее часто встречаемым вариантом управления кредитными активами является операция их обмена. Технически это две независимые друг от друга сделки по переуступке одним кредитным институтом какого-либо актива другому кредитному институту при встречном выкупе согласованного актива контрагента.
Самостоятельность каждой операции проявляется в подписании двух сделок купли-продажи. При этом соглашения между сторонами практически зеркальны, поскольку реально в текстах меняются местами только наименование продавца и покупателя активов. Различия наиболее отчетливо выявляются в приложениях, в которых фиксируются платежные инструкции двух сторон, а также детали объектов соглашения (активов). В тех случаях, когда обмену подлежат разновалютные активы, скрытая конверсия валюты актива, равно как и скрытое регулирование сторонами валютной структуры кредитного портфеля, видно только из приложений.
Еще по теме:
Роль потребительского кредита в экономике страны
Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособн ...
Ценовая политика
Peгулирование сберегательной деятельности населения Сбербанка РФ осуществляется с помощью изменения начисления процентов по вкладам. Они выступают серьезным стимулом при выборе формы хранения денежных средств. Построение гибкой и привлека ...
Общее знакомство с банком, организация бухгалтерского учета в банке
Краткое описание истории создания и развития кредитной организации – эмитента.
Акционерный Имущественный Банк «Имбанк» (открытое акционерное общество) был создан в соответствии с решением учредителей от 03.07.1992 г. (протокол № 1) и зар ...