Выработка приоритетов в сфере здравоохранения или выбор между альтернативными вариантами управленческих решений по распределению ресурсов приобретает все большую важность в связи с растущим разрывом между имеющимися ресурсами и потребностями населения. Ресурсы здравоохранения в любой стране являются ограниченными и не способны в полной мере удовлетворить растущий спрос населения в медицинских услугах. Это заставляет сделать выбор или отдать предпочтение наиболее важным и насущным, первоочередным стратегиям и методам поиска наиболее приемлемых вариантов решений.
Во многих странах мира выработка приоритетов в сфере здравоохранения приобретает все большую важность, при этом политические дебаты прежде всего происходят вокруг размера государственного финансирования медицинских услуг. Так как способность государства обеспечить всеобщее и полное медицинское обслуживание ставится под сомнение, возникает вопрос, какие базовые услуги необходимо финансировать за счет бюджета, обязательного медицинского страхования, а какие услуги можно исключить из государственного финансирования и передать в сектор коммерческого страхования и прямой оплаты потребителями.
Здравоохранение РФ представляет собой динамично развивающуюся отрасль, для которой характерен разрыв между выделяемыми ресурсами и растущими потребностями населения. Это приводит к удорожанию медицинских услуг, а следовательно, к росту расходов на здравоохранение.
В РФ создана многоканальная, сложно управляемая и контролируемая система финансирования.
С одной стороны, имеют место остаточный принцип финансирования системы здравоохранения и присущие ему недостатки, основным из которых является отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов на ее поддержание и развитие, с другой – при ограниченном финансировании создана затратная инфраструктура здравоохранения.
Опыт развития цивилизованных стран показывает, что самый надежный способ компенсации ущербов, связанных с рисками нанесения ущерба здоровью, - это медицинское страхование, которое является важным стратегическим сектором экономики страны.
Создание эффективной системы медицинского страхования как важнейшего компонента финансовой инфраструктуры экономики страны позволяет обеспечивать условия и возможности для развития страховой защиты населения.
При этом основным способом преодоления сложностей в отечественном здравоохранении должно стать использование возможностей медицинского страхования в целях повышения качества и доступности медицинской помощи.
Возникает насущная необходимость в законодательном закреплении базовой программы ОМС, конкретизации ее объемов на основе медико-экономических стандартов (нормативов) и механизмов ее оплаты, ориентированных на конечный результат.
Требуется осуществление реорганизации системы органов управления ОМС с целью обеспечения равенства прав застрахованных граждан и единства системы. Становится насущной потребность в введении системы разделения финансовых рисков между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями, которая призвана мотивировать страховщиков к управлению издержками оказания медицинской помощи застрахованным.
Предусматривается повышение финансового наполнения системы ОМС, разработка единой системы стандартов и контроля качества медицинской помощи, внедрение системы персонифицированного учета медицинского помощи.
Необходимо также обеспечить переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи: для амбулаторных учреждений – подушевое финансирование, для стационарных учреждений – оплата пролеченного больного на основе медико-экономических стандартов, по клинико-статистическим группам. Планируется перевод на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, основанную на контрактной форме с учетом объема и качества труда медицинского персонала.
В целом предусматривается проведение реструктуризации системы оказания медицинской помощи в направлении как перемещения части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, развития первичной медико-санитарной помощи и расширения профилактической ее направленности, так и внедрения новых организационно-правовых форм медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов.
Еще по теме:
Особенности исполнения фьючерсного договора
Исполнение договора путем взаиморасчета
Расчетный фьючерсный договор исполняется выплатой ценовой разницы между договорной ценой биржевого актива, указанной сторонами в момент заключения договора, и биржевой ценой, сформированной на бирж ...
Анализ состояния и перспективы развития имущественного страхования
Республики Беларусь
Страхование имущества юридических лиц является классическим видом страхования и всегда пользуется спросом на страховом рынке. Правом заниматься данным видом страхования имеет подавляющее большинство страховых компаний Беларуси. На сегодня ...
Управление рисками деятельности банка на рынке сбережений населения
Как и любая другая деятельность банка, деятельность банка по привлечению сбережений населения сопряжена с рисками. По нашему мнению, риск сберегательной деятельности байка представляет собой совокупность рисков: а) финансового характера: ...