Выработка приоритетов в сфере здравоохранения или выбор между альтернативными вариантами управленческих решений по распределению ресурсов приобретает все большую важность в связи с растущим разрывом между имеющимися ресурсами и потребностями населения. Ресурсы здравоохранения в любой стране являются ограниченными и не способны в полной мере удовлетворить растущий спрос населения в медицинских услугах. Это заставляет сделать выбор или отдать предпочтение наиболее важным и насущным, первоочередным стратегиям и методам поиска наиболее приемлемых вариантов решений.
Во многих странах мира выработка приоритетов в сфере здравоохранения приобретает все большую важность, при этом политические дебаты прежде всего происходят вокруг размера государственного финансирования медицинских услуг. Так как способность государства обеспечить всеобщее и полное медицинское обслуживание ставится под сомнение, возникает вопрос, какие базовые услуги необходимо финансировать за счет бюджета, обязательного медицинского страхования, а какие услуги можно исключить из государственного финансирования и передать в сектор коммерческого страхования и прямой оплаты потребителями.
Здравоохранение РФ представляет собой динамично развивающуюся отрасль, для которой характерен разрыв между выделяемыми ресурсами и растущими потребностями населения. Это приводит к удорожанию медицинских услуг, а следовательно, к росту расходов на здравоохранение.
В РФ создана многоканальная, сложно управляемая и контролируемая система финансирования.
С одной стороны, имеют место остаточный принцип финансирования системы здравоохранения и присущие ему недостатки, основным из которых является отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов на ее поддержание и развитие, с другой – при ограниченном финансировании создана затратная инфраструктура здравоохранения.
Опыт развития цивилизованных стран показывает, что самый надежный способ компенсации ущербов, связанных с рисками нанесения ущерба здоровью, - это медицинское страхование, которое является важным стратегическим сектором экономики страны.
Создание эффективной системы медицинского страхования как важнейшего компонента финансовой инфраструктуры экономики страны позволяет обеспечивать условия и возможности для развития страховой защиты населения.
При этом основным способом преодоления сложностей в отечественном здравоохранении должно стать использование возможностей медицинского страхования в целях повышения качества и доступности медицинской помощи.
Возникает насущная необходимость в законодательном закреплении базовой программы ОМС, конкретизации ее объемов на основе медико-экономических стандартов (нормативов) и механизмов ее оплаты, ориентированных на конечный результат.
Требуется осуществление реорганизации системы органов управления ОМС с целью обеспечения равенства прав застрахованных граждан и единства системы. Становится насущной потребность в введении системы разделения финансовых рисков между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями, которая призвана мотивировать страховщиков к управлению издержками оказания медицинской помощи застрахованным.
Предусматривается повышение финансового наполнения системы ОМС, разработка единой системы стандартов и контроля качества медицинской помощи, внедрение системы персонифицированного учета медицинского помощи.
Необходимо также обеспечить переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи: для амбулаторных учреждений – подушевое финансирование, для стационарных учреждений – оплата пролеченного больного на основе медико-экономических стандартов, по клинико-статистическим группам. Планируется перевод на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, основанную на контрактной форме с учетом объема и качества труда медицинского персонала.
В целом предусматривается проведение реструктуризации системы оказания медицинской помощи в направлении как перемещения части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, развития первичной медико-санитарной помощи и расширения профилактической ее направленности, так и внедрения новых организационно-правовых форм медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов.
Еще по теме:
Проблемы банковской системы
Российской Федерации
Перспективы развития банковской системы страны во многом зависят от того, как будут решаться проблемы, стоящие перед данным сектором экономики. Недостатки банковской системы Российской Федерации во многом повторяют недостатки экономическо ...
Анализ финансовых показателей Банка развития Казахстана
По состоянию на 1 октября 2010 года собственный капитал Банка составляет 87,8 млрд. тенге, в том числе уставный капитал в размере 73,6 млрд. тенге, резервный капитал в размере 12,9 млрд. тенге и нераспределенная прибыль – 2,8 млрд. тенге. ...
Общее знакомство с банком, организация бухгалтерского учета в банке
Краткое описание истории создания и развития кредитной организации – эмитента.
Акционерный Имущественный Банк «Имбанк» (открытое акционерное общество) был создан в соответствии с решением учредителей от 03.07.1992 г. (протокол № 1) и зар ...