Страница 4

Рисунок 1 – Структура банковской системы России

Следует различать общие и специальные источники банковского законодательства.

К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ. Так, Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк.

Согласно п. 1 ст. 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается [1, с. 16].

Российское банковское законодательство состоит из двух частей:

- специального банковского законодательства;

- общего банковского законодательства.

Специальное банковское законодательство включает:

- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской федерации (Банке России);

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395–1 «О банках и банковской деятельности»;

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций».

Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие не только и не столько банковские правоотношения, сколько нормы банковского права.

Такими законами, в частности, являются:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (в части регулирования порядка заключения договоров в банковской сфере, регулирующего правоотношения сторон по договорам банковского счета и банковского вклада, вопросы работы кредитных организаций с ценными бумагами и многое др.);

- Уголовный кодекс Российской Федерации (в части юридической ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере, в том числе лжепредпринимательство);

- Налоговый кодекс Российской Федерации (в части юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах);

- Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ);

- Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью);

- Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003) и др.

К банковскому законодательству также относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в соответствии со ст. 7 Федеральный закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России) в форме указаний, положений и инструкций. Акты Банка России не являются ведомственными. Они носят обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в Вестнике Банка России. Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Принципы организации медицинского страхования и их сущность
Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования Государст ...

Состояние первичного рынка
Рост объема корпоративных заимствований в 2008 г. стал рекордным за всю историю рынка. Объем в обращении по номиналу вырос на 47% (почти на 50 млрд. рублей) и на конец 2008 г. составил 160 млрд. рублей. За этот период на рынок вышло более ...

Проблемы развития ОМС в России
Несмотря на то, что закон об ОМС действует с 1992 г., сама концепция страховой медицины далеко не бесспорна и очевидна для организаторов системы здравоохранения. Многие из них стремятся к централизованному распределению средств фонда ОМС ...