Статьи » Условия и порядок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страница 1

Согласно ст.4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. При возникновении права владения транспортным средством (например, приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление) владелец транспортного средства обязан выполнить общее правило - застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения права владения им. Законодатель, используя слово "владелец", расширяет это понятие, подчеркивая, что владелец - это не обязательно собственник.

Что означает фраза "за свой счет страховать"? Ее буквальное понимание и толкование сводятся к тому, что страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства (других лиц, обозначенных владельцем в договоре страхования) осуществляется за счет этого владельца.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории России транспортных средств, за некоторыми исключениями. Эта обязанность не распространяется на владельцев:

- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;

- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения российского законодательства о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России;

- транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован иным лицом (страхователем). Кроме того, владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного или добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

Подчеркнем, что обязательное страхование гражданской ответственности является частным случаем установленного законом понуждения к заключению договора, возможность которого оговорена законодателем в п.1 ст.421 ГК РФ. При этом термины "страховать" и "в качестве страхователей" означают, что владелец транспортного средства является не только страхователем, но и одновременно стороной в обязательном договоре страхования. Обязанность страхования "своей гражданской ответственности" и "за свой счет" предусмотрена также п.2 ст.927 ГК РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Характеристика первичного и вторичного рынков ценных бумаг
Приступая к изучению операций коммерческих банков на первичном и вторичном рынках ценных бумаг, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в данном параграфе - понятиям ценная бумага и рынок ценных бумаг. Анал ...

Сущность и причины возникновения банковского кризиса 2004 г.
Прошлым летом в СМИ появились заявления о начавшемся банковском кризисе (в связи с отзывом Центральным Банком (ЦБ) лицензий у коммерческих банков). В то же время, если судить с точки зрения макроэкономических показателей, то кризиса, скор ...

Методологический подход к определению трансфертной цены на ресурсы в российских банках
Согласно одной из моделей управления подразделениями через систему центров ответственности, банк структурирован на три центра ответственности: головной банк, подразделения, казначейство. Структурные подразделения обладают активами и пасс ...