Страница 1

Кредитование физических лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в России. Последние четыре года объем выданных ссуд удваивался ежегодно. По данным Банка России по состоянию на 1 декабря прошлого года объемы кредитования физических лиц составляли 573 266 млн. руб. А уже в марте 2007 года, по оценке Центра экономических исследований достигла 685 000 млн. руб. За 10 месяцев 2006 года кредитование физических лиц в рублях увеличилось на 86%, за октябрь рост составил 5,8%. Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков.

Взрывной рост рынка во многом объясняется его низкими относительными показателями. В совокупном портфеле ссуд банковского сектора кредиты физическим лицам занимают всего 14,5%.

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные банками, включая просроченную задолженность на 1 января 2006 года составляли 3149,9 млрд. руб. или 18,8% ВВП. Из них на кредиты физическим лицам приходится всего 2,7%. Потенциал роста рынка потребительского кредитования составляет около 10% ВВП. Иными словами, в предстоящие годы ожидается утроение его объемов по отношению к ВВП.

Валютная структура портфеля потребительских кредитов распределяется в пользу рублевых ссуд. В течение ушедшего года доля кредитов в иностранной валюте сократилась с 18% до 15,6%. В дальнейшем она будет падать до 10% совокупного кредитного портфеля. Объясняется это факторами, благоприятствующими рублевым кредитам: среднесрочному укреплению реального курса рубля, большие операционные издержки валютных кредитов и простота выдачи рублевых экспресс-кредитов.

Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более 3 лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до трех лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля) (таблица 1.2.). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся потребительскими кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед. Иными словами, банки - лидеры потребительского кредитования будут оставаться также лидерами по объему годовой прибыли в течение нескольких предстоящий лет.

Таблица 1.2.

Доля потребительского кредитования по срокам погашения

Срок погашения

Доля на рынке

Кредиты от полугода до года

10%

Кредиты от 1 года до 3-х лет

18%

Кредиты более 3-х лет

72%

Итого

100%

Выдача потребительских кредитов финансируется за счет:

1) дешевых ресурсов государственных банков,

2) ресурсов частных банков

3) внешних ресурсов иностранных банков.

Наибольшие конкурентные преимущества будут сохраняться за государственными и иностранными банками. Государственные банки лидируют в стране по объему привлеченных ресурсов. Сбербанк располагает долей рынка вкладов приблизительно в 63% - 65%. Прирост активов группы Внешторгбанка в последние годы составляет 50% - 70% ежегодно. При этом темпы роста банка в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. По итогам 2006 года кредитный портфель группы Внешторгбанка достиг $11 млрд., а капитал самого Внешторгбанка по состоянию на 1 января составил $3 млрд. Согласно стратегии развития банка к 2009 году Внешторгбанк должен занять 10-15% банковского рынка по основным направлениям деятельности, в частности, по работе с потребительскими кредитами.

По состоянию на 1 февраля 2007 года безусловным лидером потребительского кредитования является Сбербанк, объем кредитования физических лиц составил 300 472 578 тыс. руб. или 82% общего объема рынка. Второе место занимает банк Русский стандарт, на него приходится 37 199 196 тыс. руб или 10% рынка. Третье место закрепилось за Райффайзенбанк Австрия. Его доля на рынке составляет около 3%. (таблица № 1.3.).

Таблица 1.3.

Банки, выдавшие больше всего кредитов частным лицам (на 01 февраля 2007 года)

Место

Банк

Общая сумма кредитов (тыс. руб.)

1

Сбербанк России

300 472 578

2

"Русский стандарт"

37 199 196

3

"Райффайзенбанк Австрия"

10 623 915

4

МДМ - банк

6 850 459

5

Внешторгбанк

4 735 798

6

КМБ - банк

4 336 284

7

Ситибанк

2 971 797

Итого

367 190 027

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сущность и виды денежно-кредитной политики
С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвя ...

Учет активных операций с ценными бумагами
Приобретение ценной бумаги - это постановка ценной бумаги на учет на счета баланса в связи с приобретением права собственности на ценную бумагу. Бухгалтерские записи по отражению в учете вложений в ценные бумаги и операций, совершаемых с ...

Сбытовая политика
В рамках сбытовой политики принимается решение о том, по каким каналам должны предлагаться на рынке услуги. Речь идет, таким образом, об определении системы сбыта. Подобные решения в большинстве случаев долгосрочно ориентированы и носят с ...