Статьи » Безналичный денежный оборот и его организация » Принципы организации безналичного оборота

Страница 1

Существовавшая до 1990-х гг. система безналичных расчетов в нашей стране была приспособлена к плановому механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Она была ориентирована на выполнение банками контрольных функций за соблюдением расчетной, платежной и договорной дисциплины в экономике. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в известной степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

- место платежа – банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

- время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг, что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

- форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только на внутрибанковском обороте.

В основу современной системы безналичных расчетов положены иные принципы их организации, соответствующие рыночному характеру отношений между участниками воспроизводственного процесса, они закреплены в гражданском законодательстве и нормативных актах Банка России /5/.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главным регулирующим органом платежной системы является – Банк России, который должен обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России устанавливает правила, сроки и стандарты осуществления расчетов и применяемые при этом документы, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных систем.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

Третий принцип – обеспеченность платежа. Последний должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Первая определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы: постоянные, не снижающие остатки средств на счете предприятия, предварительное бронирование средств для предстоящего платежа (например, при расчетах по аккредитиву), право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному счету). Вторая предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа. Принцип обеспеченности платежа создает его гарантию, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип означает, что списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Такое распоряжение им может быть дано в различных формах:

- путем выписки расчетного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);

- в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа, что означает осуществление расчетов строго в соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или контрактных, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств должен знать точные сроки их зачисления на свой счет. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о сроках платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, точнее определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие ипотечного кредитования в России
Ипотека в России появилась в результате возникновения права частной собственности на землю. История ипотеки в России как таковая началась при императрице Елизавете Петровне в 18 веке. В конце 19 в. работало 11 акционерных ипотечных банков ...

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией. Денежно-кредитная поли ...

Актуальные проблемы российской банковской системы России
Основными недостатками нашей банковской системы сегодня являются: - высокая степень сегментации банковской системы; - проблема государственной банковской олигополии; - неразвитость нормативно-правовой базы осуществления банковской деят ...