Страхование экспортных кредитов
Целью страхования экспортных операций является:
- при страховании экспортных кредитов — защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;
- при страховании экспортных контрактов — защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств).
Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.
Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги.
При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 5-20%). Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.
Страхование экспортных кредитов предполагает зачастую долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. Выгоды страхования экспортных кредитов для российского экспортера состоят в следующем:
- помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнёров при выходе на новые рынки;
- постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;
- возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;
- возможность повышения конкурентоспособности за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);
- возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.
Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Размеры страховых выплат по первому страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. Поэтому оно осуществляется специализированными учреждениями и обществами, принадлежащему государству; убытки покрываются за счет средств государственного бюджета. С повышением политической нестабильности в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение, размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов − увеличиваются. К коммерческим рискам относятся окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока, отказ от оплаты после отгрузки ему товаров и т.п. Страхование таких рисков осуществляется обычно за счет страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить не менее 15-20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования.
Еще по теме:
Доходы кредитного портфеля
Одним из основных аспектов для оценки качества кредитного портфеля Банка является его доходность. В таблице 2.13 рассмотрим доходы кредитного портфеля Дополнительного офиса ОАО Сбербанка РФ за 2009-2010 гг.
Таблица 2.13 - Анализ динамики ...
Основные направления повышения роли фондовой биржи на
российском рынке ценных бумаг
В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перс ...
B2C - бизнес для потребителя
B2C - является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговы ...